От «точки» Пашиняна до большой войны между Арменией и Азербайджаном остался всего один шаг
Политология, подобно физике или математике, также является наукой, у которой есть свои аксиомы и теоремы.
В связи с проблемами войны и мира есть железный закон: «мир утверждают сторонники жесткой линии, а к войне, в конечном итоге, страны приводят так называемые миролюбцы».
Принятые перед Второй мировой войной в Мюнхене решения и соглашения – яркое тому доказательство, которое давно вошло почти во все политологические учебники.
Этот закон действует и в наше время. Представители «партии войны» во главе с Робертом Кочаряном ровно на 20 лет обеспечили стране мир, не считая четырехдневных военных действий в апреле 2016 года.
Пришедшие к власти в 2018 году политические «воспитанники» представителей так называемой «партии мира» всего за два года вновь поставили Армению и весь регион перед новой большой войной, всю опасность последствий которой сейчас трудно предсказать.
Это не случайность, a закономерность, которая работает для всех стран.
Никол Пашинян, естественно, не хотел, чтобы так получилось, но эта естественная закономерность действует независимо от него.
Например, когда он решил начать переговорный процесс со своего «нового пункта», то должен был понять, что согласно действующему в физике 3-му закону Ньютона, «с нового пункта» должны были начать также Азербайджан и посредники.
Но поскольку за разрушение уже состоявшегося формата кто-то должен был «заплатить», то этим «плательщиком» должен был быть сам Пашинян, поскольку «революционер» Пашинян сам решил разрушить прежний формат.
Однако, когда дилетант разрушает прежнюю конструкцию, но не может поставить на ее место новую, то возникает фактический развал переговорного формата, после чего неизбежно должны «заговорить» пушки. Это логический результат действия этих политологических законов.
Если Пашинян хотел вести диалог с азербайджанским «обществом» без Алиева, у него в ближайшее время будет такая возможность. Вчерашняя улица Баку «откликнулась» на призыв Пашиняна и потребовала от Алиева объявить войну Армении.
До этого крупнейший олигарх Алиев всячески избегал войны, поскольку не хотел ставить под угрозу свою власть и богатство. Роберт Кочарян и Серж Саргсян не только осознавали это обстоятельство, но и пользовались им, ведя переговоры во имя переговоров, что, в свою очередь, было выгодно и олигарху Алиеву и посредникам.
Пашинян пригрозил ему, что «посчитает его деньги» и представит результат на «суд» обычных азербайджанцев, думая, что в результате этого в Азербайджане может родиться свой «Пашинян».
Однако в этом, как и во многих других вопросах, Пашинян ошибся, так как он разбудил в Азербайджане не таких «уличных миролюбцев» как он, а националистические чаяния этого народа, жаждущего посредством войны с Арменией реванша как во внешней, так и во внутренней жизни своей страны.
И если до прихода Пашиняна к власти в Азербайджане Алиев всячески избегал войны, чтобы сохранить свое богатство, то, благодаря Пашиняну, для сохранения своего же богатства и власти он вынужден объявить Армении войну, поскольку в такое положение поставил его Пашинян.
Получается, что Пашинян, осознанно или нет, сыграл роль триггера для начала широкомасштабной войны в регионе. Война, которая может превратиться и в войну между крупными странами, если она получит неконтролируемый характер.
По этому поводу мы, конечно, не станем «поздравлять» наш народ.
Желал ли политический «воспитанник» Тер-Петросяна, чтобы претворился в жизнь именно этот сценарий развития? Конечно, нет. Но так получается, когда к власти приходят подобные деятели.
Такова реальность.
Давид Мкртчян