Дзер нманнерн хайтаракел Республика
Тем, что некоторые мысли Пашиняна вызывают в обществе смех, уже никого не удивишь. Однако, когда человек начинает проявлять себя подобным образом перед зарубежной аудиторией, то уже позор всем нам. Ибо Пашинян не рядовой гражданин, а премьер-министр страны. Более того, он и его команда на прошедших выборах получили более 70% голосов, а это означает, что сам Пашинян преимущественно представляет за рубежом общественность Армении.
Чувствуя эту ответственность, Пашинян должен был хотя бы попытаться, как минимум, не оставлять у зарубежной аудитории впечатление неосведомленного человека. Если же он к этому не готов, то хотя бы должен был сдержать себя и постараться не говорить о том, о чем не был осведомлен.
После сравнения Гарегина Нжде с Солженицыным и Молотовым, он начал сыпать подобные «перлы» и в интервью итальянскому изданию «Corriere della Sera».
Например, отвечая на вопрос о том, могут ли энергетические программы Азербайджана в Южной Европе помешать отношениям Рима и Еревана, Пашинян дает якобы хитрый и креативный, но инфантильный ответ. Он отмечает, что «продажа нефти и газа еще не является серьезным энергетическим проектом». Затем, продолжая свою «оригинальную мысль», отмечает, что «в ближайшем будущем главным источником энергии для всех, в том числе и для Италии, станет Солнце...». Из чего и делает вывод, что Азербайджан не может повлиять на армяно-итальянские отношения.
Может показаться, что в этих тезисах нет ничего криминального. Пашинян должен был что-то сказать – вот и сказал.
Но за рубежом к этому относятся иначе. Там анализируют слова людей, пытаясь понять их намерения, цели и так далее. Итальянцы даже не восприняли эти слова Пашиняна всерьез и превратили в юмор.
Пашинян мог бы говорить о «солнечной энергии» серьезно, если бы основой энергетической системы Армении была бы как раз энергия Солнца.
И в качестве примера Пашинян мог бы представить это итальянцам. А если в этой сфере Армения уже имела бы большой опыт и имела бы предметное предложение итальянцам, то эти слова Пашиняна были бы восприняты еще серьезнее.
Однако сегодня Армения не является такой страной, и указанный Пашиняном один из источников «старой» энергии – российский газ – является для нас серьезным фактором, о котором знают все, в том числе и итальянцы. И если это так, то возникает вопрос, кого и чему хочет научить Пашинян в Италии.
Неужели не ясно, что его подобная риторика может вызвать у итальянцев только насмешки? Итальянцы, конечно, уже слышали, что Пашинян является популистом, но не знали, что этот свой популизм он хочет «продать» и им.
Однако здесь такой ребяческий популизм не проходит, поскольку, в конце концов, даже популизм должен быть качественным.
Однако, учитывая рейтинг Пашиняна в Армении, можно утверждать, что ирония итальянцев в отношении Пашиняна точно распространится и на всю Армению. Фактически, получается, что зависящая от цены на российский газ Армения дает уроки Италии о том, что ставить в основу ее энергетической системы. В то же время, презрительным тоном «обучая» итальянцев, что «их будущим будет не газ и нефть, а Солнце».
Наше общество должно сделать для себя вывод: или оно согласно, чтобы восприятие Пашиняна за рубежом распространялось и на нас, или же оно должно изменить это восприятие, отвергнув отождествление с низкокачественным популистом.
Вопрос стоит в формате «или-или». Другого варианта нет.
Такова реальность.
Давид Мкртчян