Единственным «вцепившимся в кресло» из этих четырех лидеров стал Никол Пашинян
То, что любой глава государства не хочет терять власть, вполне понятно. Все руководители в той или иной степени пытаются сохранить свою власть. Это свойственно властям всех стран. Не являются исключением и власти Армении.
В 1996 году Тер-Петросян уцепился за власть и не позволил, чтобы к власти пришел Вазген Манукян. Но вскоре, осознав, что у него нет альтернативы, в результате давления известных сил ушел в отставку сам.
При этом, напомним, что Тер-Петросян – тот президент, в годы президентства которого мы победили в Карабахской войне, но поскольку во время выборов он на самом деле проиграл и потерял доверие большей части общества, то решил не цепляться за власть и подал в отставку.
Следующий президент – Роберт Кочарян – за 10 лет своего правления увеличил экономику страны в 6 раз, бюджет – примерно в 8 раз, уровень жизни людей – в 6 раз. Люди помнят, сколько стоили их дома в начале 2000-х, и во сколько раз подорожали в 2008 году. Прибавим к этому и впечатляющие результаты внешней политики Армении.
Любой руководитель, обеспечивший такие результаты, имел бы соблазн продлить свою власть. В пользу этого свидетельствуют примеры Алиевых, Лукашенко и Эрдогана. Но Кочарян не пошел на этот шаг, поскольку не цеплялся за свое кресло, и прекрасно понимал, что смена власти является естественным процессом, и если она носит предсказуемый характер, то может дать свежие силы для развития государства.
При следующем президенте – Серже Саргсяне – государство также не понесло серьезных потерь, и, по сути, результаты Апрельской войны обострили этот вопрос, когда, напомним, речь шла о потере нескольких сотен гектаров. Согласно же экономическим показателям 2017 года, в Армении был зафиксирован 7,5-процентный экономический рост. Однако, когда в апреле 2018 года появилось требование о смене власти, Серж Саргсян не стал цепляться за свое кресло и добровольно оставил власть, не погрузив страну в потрясения. Ведь тогда он мог бы сказать, что если вы против меня, то могу провести внеочередные парламентские выборы, и пусть народ решит, доверяет мне или нет.
А сегодня уничтоживший государственность Арцаха, сдавший более 10 000 квадратных километров, давший более 5000 погибших глава государства цепляется за свое кресло и бесстыдно напоминает, что якобы он был избран легитимным путем.
Адольф Гитлер тоже был легитимно избран в Германии в 1933 году, но после поражения в войне покончил с собой, а не заявлял, что должен пойти на внеочередные выборы, чтобы понять, доверяет ему народ или нет. Потому что Гитлер хоть и был подлецом, но имел элементарное человеческое достоинство, и он не страдал таким цинизмом, чтобы вновь предложить немцам решить вопрос о доверии ему путем выборов. То же самое можно сказать и о Звиаде Гамсахурдиа, и об Абульфазе Эльчибее.
Фактически, Армения – одна из тех немногих стран, руководитель которой уничтожил собственную государственность, уничтожил армию своей страны, поставил под угрозу государственность Армении и сегодня без стыда заявляет, что готов провести внеочередные выборы, чтобы поставить перед народом вопрос о доверии к себе. Он считает, что народ состоит из полных ослов, а не людей.
Понятно, какие выборы хочет провести Пашинян. Если он выражает такое намерение, то на 100% должен сфальсифицировать результаты, так как другого варианта у него нет. Более того, эти выборы не будут конкуренцией между различными силами, а будут борьбой за существование, то есть, они превратятся в гражданскую войну. Это означает, что Пашинян получил свой последний заказ – окончательно уничтожить армянскую государственность, разжечь гражданскую войну.
И после всего этого мы все еще обсуждаем его будущее, даже не чувствуя, что оказались в позорной ситуации перед всем миром.
Давид Мкртчян