В 2018 году Капан и Абовян отвергли Никола, а в 1995 году Вазген Манукян и Рубен Акопян победили АОД
Манипуляции. Именно это слово характеризует все действия Пашиняна на посту премьер-министра. Он делает то же самое и сегодня. В своем последнем интервью он сказал, что поскольку в 2018 году в Капане и Абовяне власти не пошли на фальсификации выборов, то из этого следует, что во время внеочередных выборов они также не пойдут на фальсификации.
Если подходить к вопросу более разумно и вернуться к 2018 году, то необходимо сказать, что во время общегосударственных выборов было бессмысленно осуществлять фальсификации, поскольку в стране существовал культ одного человека. Когда есть культ личности, результат выборов ясен заранее. Выборы должны быть конкурентными, как это было во время последних президентских выборов в США, когда до конца не было известно имя победителя. Между тем, выборы 1991 и 2018 годов в Армении имели предрешенный результат.
В то же время, уже в 1995 году власти Армении пошли на фальсификации выборов, и их действия были ясны, поскольку у Левона Тер-Петросяна и его команды был обоснованный страх, что народ их осудит и накажет, поэтому они сфальсифицировали выборы как в 1995, так и в 1996 годах.
Однако даже в этих условиях Вазген Манукян и Рубен Акопян в 1995 году победили кандидатов от АОД в общине «Кентрон». В то же время, если в столице власти не осуществили масштабных фальсификаций, то в районах картина была иной. Результаты выборов по всей стране были массово сфальсифицированы.
Когда Пашинян приводит в качестве примера выборы в Капане и Абовяне, он пытается обмануть еще не определившийся политически слой общества, а то, что предлагает движение «За спасение Родины», более логично.
Вазген Манукян становится временным премьер-министром, через год он проводит внеочередные выборы, но сам не участвует в этих выборах. Это делается для того, чтобы он не был заинтересован в использовании административного ресурса во время выборов.
Более того, когда Никол приводит пример, что он «не фальсифицировал выборы», то мы можем привести пример Вазгена Манукяна, который в 1991 году также был премьер-министром, и, владея административными ресурсами, не пошел на фальсификацию выборов, не представил свою кандидатуру на президентских выборах, поскольку знал, что не мог быть избран без использования административного ресурса.
А в 1996 году он стал первой жертвой фальсификаций. Тем не менее, если оставить в стороне эмоциональную составляющую проблемы, можем отметить, что предложение Движения по спасению Родины является самым разумным с политологической точки зрения: необходимо временное правительство национального единства, причем членами этого правительства могут быть даже члены партии Никола.
Более того, можно обсудить и такой вариант, согласно которому, начальник полиции и министр территориального управления, которые имеют большое влияние на результаты выборов, по примеру Вазгена Манукяна, после выборов уйдут из власти. Это необходимо также для того, чтобы у них не было интереса к конкретному результату выборов.
В конце концов, можно обсудить вопрос о том, чтобы Вазген Манукян был временным кандидатом в премьер-министры не только для 17 партий, но и для более широкого спектра политических сил, в этом правительстве могут быть даже члены партии Пашиняна. Подобным образом он может сформировать более широкое правительство национального единства. Более того, если такая власть будет создана, уровень напряженности и вражды в обществе может значительно снизиться. После этого уже можно будет провести действительно конкурентные выборы, имея гарантии, что они не перерастут в гражданскую войну.
Потому что только без эйфории можно реально провести чистые и свободные выборы. И Пашинян прекрасно понимает все это. Тем не менее, своими манипуляциями он надеется, что ему удалось расчленить политическое поле и создать потрясения в обществе.
Исходя из собственной безопасности, он заинтересован том, чтобы сохранить свою власть любым способом. Как «раненый зверь» пытается противостоять угрозе любой ценой, так и Никол попытается воспроизвести свою власть любой ценой, ведя страну к гражданской войне.
Если сегодня у него есть возможность «получить гуманитарный коридор» и уйти из власти, то в случае гражданской войны он и его узкое окружение потеряют все возможности оставить власть мирным путем. Именно по этой причине, пытаясь обмануть часть общества, Никол на самом деле обманывает себя, свое узкое окружение и свою фракцию.
После этого мирного выхода не будет.
Такова реальность.
Севак Даниелян