Никол Пашинян считает нас баранами?
То, что происходит в эти дни на границах Армении, когда местные жители с оружием в руках защищают наши границы, и то, что происходит в Арцахе, когда 160 армян попадают в плен из-за преступного бездействия, говорит о том, что уничтожено ядро армянской государственности – наша армия, что в свою очередь приводит к полному уничтожению армянской государственности.
За почти 30 лет государственности единственным институтом, который состоялся и который всегда обладал доверием общества, обладал легитимностью, была армия. Победив в первой Карабахской войне, армия не только обеспечила освобождение армянских территорий, нашу физическую безопасность, но и превратилась в «локомотив» армянской государственности.
Когда по той или иной причине некоторые государственные институты бездействовали или плохо работали, только армия всегда действовала стабильно и являлась «двигателем государственности». Сегодня ее развал неизбежно приводит к развалу всей армянской государственности как в Арцахе, так и в Армении.
Никол Пашинян проиграл войну, но проиграв в войне из-за него мы не только потеряли 9 районов Арцаха, вторую армянскую государственность, жизни 5000 военных и добровольцев, но и потеряли доверие к безопасности и собственной государственности. Последствия этой катастрофы будут более ужасными, чем даже сам проигрыш в войне.
Распад армии приведет к потере доверия к государственности, что, в свою очередь, приведет к развалу других государственных институтов, в том числе финансовых институтов. Если вам кажется, что через месяц после войны повышение курса доллара на 50 драмов является катастрофой, то вы все еще не понимаете масштабы катастрофы.
Видимые процессы, свидетелями которых мы каждый день становимся – обесценивание драма, пленение солдат в Хцаберде – лишь несколько проблем в большой катастрофе.
Более того, ситуация с Хцабердом такова, что Никол Пашинян, который 2,5 года большую часть общества считал, простите, баранами, не может приписать ее прежним властям. Он не может обвинять русских, Азербайджан или Турцию, или даже свой любимый Запад (который обещал многое, но никогда не помогал, в том числе во время войны).
Произошедшее в Хцаберде показывает, что не только армии не существует, но и тот факт, что СНБ, полиция, прокуратура, то есть «остатки государственных институтов», осуществляют одну функцию – обеспечение физической безопасности Никола Пашиняна, его хунты, их семей. Люди, все еще управляющие Арменией, решают только эту проблему, поэтому не стоит ожидать, что они хотя бы попытаются восстановить управляемость страны.
Никол понимает, что народ ненавидит его, и каждая минута пребывания у власти усиливает эту ненависть. События в Хцаберде показывают, что все мы под угрозой, и если Пашинян и его хунта, а также руководящая Арцахом хунта останутся у власти, то мечты Алиева захватить Сюник, Севан и Ереван станут реальностью. Никол должен уйти, и он должен использовать свой шанс – тот шанс, который дает ему оппозиция.
Но судьба Никола должна волновать лишь его, он сам должен решить, что делать со своей жизнью после своей отставки. Нас больше интересует то, что лишь благодаря пандемии коронавируса еще не начался массовый отток людей из страны. Когда границы Армении откроются, и если до этого не будет видимых изменений и у власти не будут те, кто могут восстановить нормальную деятельность государственных институтов, то мы увидим «белый геноцид». Мы также увидим, что народ, который 2.5 года Никол считал бараном, свои проблемы будет решать «по своему народному варианту». Это тот сценарий, которого мы все должны избегать.
Мы, как народ, должны показать нашу гражданскую позицию и доказать, что мы не бараны, а мыслящие люди. Для этого люди должны выразить свою позицию, хотя бы участвуя в акциях оппозиции. Но Пашинян также должен доказать, что он является представителем вида Homo sapiens, и должен использовать «гуманитарный коридор», который ему еще могут предоставить.
Севак Даниелян