Левон Тер-Петросян: «Тревожные и опасные поствыборные настроения»
Политические деятели, аналитики и журналисты в эти дни высказывают неосторожные суждения, некоторые из которых, из-за их опасности и несправедливости, достойны особого внимания. В противном случае, если они углубляться, они могут окончательно разобщить и подвергнуть отчаянию наше общество.
* * *
1. Принимая во внимание очевидную реальность, что самое большое влияние на результаты выборов оказало явление предвыборной взятки, многие пытаются свалить вину за это не на власти, а на народ, не гнушаясь даже моральными оскорблениями в адрес последнего. В своей предыдущей статье я удовлетворился охарактеризовав позорное мероприятие, инсценированное властями 2 апреля, следующей краткой политической формулировкой; «В стране, где львиная доля национального богатства законным или незаконным путем накоплена в руках нескольких десятков семей, а народ обречен на совершенную нищету, ожидать иных результатов от выборов было бы политологически неграмотным» (iLur.am, 3.04.2017).
Пожалуй, настал момент открыть скобки. В демократических странах исход выборов определяют не государственный административный аппарат, класс богатых или люмпенизированная масса, а исключительно средний класс. Повторяю, речь идет о демократических странах, а не о тоталитарных, как Армения, где средний класс попросту уничтожен. Страна полностью находится в руках коррумпированных государственных должностных лиц, карательных правоохранительных органов, предпринимателей-монополистов и криминальных авторитетов, которые полностью распоряжаются судьбой народа, находящегося в статусе крепостного, и всеми противозаконными средствами периодически обеспечивают свое воспроизводство.
Крепостной, которому не хватает хлеба, у которого босые дети и который погребен под долгами, каким бы ни был нравственным и принципиальным, не может противостоять соблазну предвыборной взятки. В случае противостояния предвыборную взятку насильно засунут ему в карман, одного запугивая ухудшением состояния служащего в армии сына, другого – притесняя ребенка, учащегося в школе или в вузе, третьего – угрозой увольнения и др. Уверен, что большинство взявших предвыборную взятку, пошли на этот шаг не столько прельстившись деньгами, сколько из-за того, что не могли противостоять такому давлению.
Так что, несмотря на недопустимость с моральной точки зрения, за проявление мерзкого явления взятия избирательной взятки нужно обвинять не народ, а власти, которые повергли его в столь унизительное положение. Вместо того, чтобы обвинять, не уважать и оскорблять, народ, напротив, за непростительный удар, нанесенный ему властями, нужно только сочувствовать, надеясь, что в один счастливый день это достоинство восстановится. Поразительно, что как можно было гордый народ, в 1988 году сплоченно восставший против Советского тоталитаризма, можно было всего за два десятилетия, в прямом смысле слова, поставить на колени. Это стало возможно исключительно путем обречения его на нищету, что блестяще осуществил разбойничий режим, установившийся в Армении с начала 2000-х годов.
2. Предметом серьезного беспокойство является также наблюдаемая тенденция сеяния раздора между жителями Армении и карабахцами в связи с дискуссией, развернувшейся вокруг альтернативы мира и войны. С этой точки зрения особенно возмутительной является статья, опубликованная на днях на одном из авторитетных сайтов (hraparak.am, 7.04.2017). Кроме того что она безобразная, она оставляет впечатление провокации, нацеленной на разжигание откровенной вражды между жителями Армении и карабахцами.
Лишения, которые понесли жители Армении во имя освобождения Карабаха, отнюдь не являются основанием для того, чтобы оскорблять карабахцев, обвинять их в неблагодарности. Еще большой вопрос, кто кому больше дал: Армения – Карабаху или Карабах – Армении. Таким основанием также не является крайне отрицательное отношение, сформировавшееся к одному-двум десяткам карабахских должностных лиц и крупных бизнесменов. От нравов и беззакония последних в равной степени страдали и страдают не только жители Армении, но и сами карабахцы.
Армения и Карабах – это наша общая родина, граждане которой в равной степени делят и победы, и поражения, и лишения, и страдания. Наряду с этим, не нужно забывать, что карабахцы живут на передовой линии армяно-азербайджанского противостояния, под постоянной угрозой столкновений и обстрелов на границе, и поэтому острее воспринимают события, что требует исключительного такта от жителей Армении.
Естественно также и то, что между двумя единицами армянской государственности могут быть политические разногласия, связанные с тактическими вопросами. Они всегда были и обычно решались посредством компромисса руководства Армении и Карабаха. Недопустимо и предосудительно переносить эти противоречия на уровень бытовой нетерпимости и взаимных обвинений.
3. И, наконец, третьим вызывающим беспокойство обстоятельством является тенденция неполного восприятия характера Карабахской войны 1992–1994 гг., которое отражается в следующем вопросе, адресованном сторонникам мира и в частности мне: «Если сегодня мы считаем бессмысленными жертвы, понесенные во время столкновений на границе, почему того же нельзя сказать о человеческих жертвах, которые были в указанные годы?». Это показывает, что те, кто задает подобные вопросы, не имеют элементарного представления о существенном различии между Карабахской войной и столкновений на границе, имеющих место после прекращения огня.
Карабахская война была навязанной нам войной, поскольку на конституционное требование карабахцев о выходе из Азербайджана и присоединении к Армении Азербайджан ответил исключительно насилием, эпизодами которого были антиармянские погромы в Сумгаите (февраль 1988г.), Кировабаде (ноябрь 1988г.) и Баку (январь 1990г.), а также операция «Кольцо» (май-июнь 1991г.), в процессе которой было выселено все население 24 армянских сел Карабаха. Следовательно армянской стороне не оставалось ничего иного, кроме как прибегнуть к оружию и, создав надежный пояс безопасности, предотвратить уничтожение или насильственное выселение населения Карабаха.
Источник - «ilur.am».