Что обещал Пашинян Алиеву в 2018 году в Душанбе, и насколько это было связано с «делом» Кочаряна?
На днях президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил со своеобразным «люстрационным» заявлением, в котором отметил, что в 2018 году в Душанбе Никол Пашинян просил у него в лифте время, чтобы суметь «укрепить свои позиции во внутриполитической жизни Армении», «подготовить армянский народ к миру», «предотвратить реванш бывших» и «претворить в жизнь такой вариант урегулирования карабахского конфликта, который будет приемлем и для народа Азербайджана».
В этом заявлении Алиева не было ничего нового. Об этом в Армении все догадывались, просто не было факта, чтобы твердо утверждать об этом, поскольку беседа проходила между этими двумя людьми. И вот, когда Алиев уже перестал надеяться на Пашиняна, он решил «заговорить». Фактически, он раскрыл свою тет-а-тет беседу с Пашиняном о том, что «для ожидания позитивных для Азербайджана шагов по Карабаху необходимо время». А это «время» было необходимо, чтобы Пашинян сумел нейтрализовать сопротивление «карабахского клана» для решительных шагов в арцахском вопросе.
Кстати, Алиев вспомнил также обещание Болтона о том, что Ереван готовится «смелыми шагами выступить по карабахскому вопросу». Напомним, что это было в 2018 году перед внеочередными выборами. Фактически, тогда Пашинян попросил это время и у Болтона, и у Алиева, чтобы «нейтрализовать угрожающие ему факторы».
Напомним, что именно тогда в игру было введено так называемое «дело 1 марта». Второй президент РА был провозглашен «главным преступником страны» и начался процесс его последовательного преследования. Интересно, что в вопросе его преследования у Запада была нулевая реакция. А в Азербайджане возлагали большие надежды на то, что после «дел» Кочаряна и других военных Пашинян «откроет новую страницу в армяно-азербайджанских отношениях». Более того, в январе 2019 года тогдашний министр иностранных дел Азербайджана Мамедъяров даже заявил, что по итогам переговоров может быть заключено новое соглашение уже в 2019 году. А Никол Пашинян говорил о том, что в Армении «карабахский вопрос» может быть даже вынесен на референдум.
Какое это решение ожидал Пашинян, что хотел вынести его на референдум? Ответ на этот вопрос еще предстоит узнать.
Тогда для многих было очевидно, что настоящими заказчиками этого дела были «внешние силы». Просто их интересы совпадали с интересами соросовцев и «левоновцев».
Сегодня уже Алиев раскрывает все это, поскольку больше не надеется, что Пашинян может пойти на уступки Азербайджану.
А в 2018 году в Азербайджане считали, что Пашинян собирался выступить с позиций своего духовного «отца» – Тер-Петросяна, в результате чего можно было бы претворить в жизнь печально известный «поэтапный» вариант 1997 года.
Из всего этого ясно видно, кто действовал в Армении с позиций «пятой колонны» и какие цели преследовались, когда арестовали второго президента РА, и, наконец, почему было необходимо расформировать нынешний КС.
Сегодня уже большая часть армянского общества понимает, что происходило в 2018 году, почему было необходимо держать Роберта Кочаряна под арестом, почему отмечалось, что «дело 1 марта» якобы уже раскрыто, почему начали преследовать членов Конституционного суда, почему было необходимо, чтобы в Арцахе сформировалась власть, которая покорно подчинялась бы Николу Пашиняну.
Алиев своими разоблачениями, фактически, хочет нанести удар по Пашиняну, поскольку последний посредством тавушских событий нанес серьезный удар по его авторитету в Азербайджане.
Можно сказать, что после этих слов Алиев фактически констатировал, что Пашинян «обещал ему, но не выполнил свое обещание», и поэтому ему больше не о чем вести переговоры с Пашиняном, и все идет к большой войне.
Такова реальность.
Артак Акопян