Погибнуть на границе во имя Родины или в Ереване ради Тер-Петросяна и Пашиняна?
7 сентября правопреемники жертв событий, произошедших 1 марта 2008 года, заявили, что прекращают свое участие в судебных заседаниях по делу о первомартовских событиях. Родственники погибших аргументировали это тем, что в рамках судебного процесса не было зафиксировано никакого прогресса в вопросе раскрытия убийств. В интернете были разные комментарии по этому вопросу, но мы хотим подчеркнуть моральную сторону этого процесса.
Правопреемники жертв не только участвовали в судебных заседаниях, но и получили от государства компенсацию в размере 30 миллионов драмов.
С одной стороны, читатель может сказать, что логично то, что люди пострадали и получают компенсацию, но, с другой стороны, возникает следующий вопрос: а почему родственники наших героев, погибших при защите границ государства, не удостаиваются подобного отношения со стороны правительства Никола Пашиняна и не получают такой же компенсации? Какой месседж направляет правительство Пашиняна народу? Фактически, в рамках логики правительства гибель ради Левона Тер-Петросяна и Никола Пашиняна оценивается выше, чем гибель на границе во имя защиты Родины.
Когда у нас периодически звучат мнения о том, что сегодня в нашем обществе меняется система ценностей и насаждаются чужеродные ценности, мало кто говорит об этом явлении, но именно такие явления формируются в политическом сознании. В «системе координат» вступающего сегодня в политическую и общественную жизнь молодого человека гибель в рамках внутриполитической борьбы может рассматриваться как не меньший подвиг, чем смерть в окопах с оружием в руках.
По поводу всего этого может быть и мнение о том, что 1 марта 2008 году люди погибли во имя справедливости, а смерть во имя справедливости также является героизмом, но давайте немного глубже проанализируем события без изъятия их из контекста.
В 2008 году люди вышли на борьбу за Левона Тер-Петросяна – человека, при котором в Армении были основаны фальсификации выборов (1995-1996 гг.), человека, в годы правления которого были совершены убийства, до сих пор оставшиеся нераскрытыми, человека, который запретил деятельность в Армении целой партии. Все это доказывает, что Левон Тер–Петросян не может быть символом справедливости и демократии.
Быть может, Тер-Петросян был национальным деятелем? Вспоминая прошлое, можем сказать, что Тер-Петросян – единственный руководитель Армении, который фактически принял такой вариант урегулирования Карабахского вопроса, по которому армянская сторона должна была сдать свои территории, не получив взамен ничего. В формальном плане подобное не заявляет даже критикуемый всеми Никол Пашинян. На самом деле получается, что в 2008 году во время событий 1 марта вышедшие на улицы боролись за приведение к власти человека, сдающего земли. Где здесь справедливость, где борьба за национальные ценности и государственность?
В заключение, скажем также о следующем: если мы признаем, что точка зрения Пашиняна верна, и граждане, пострадавшие в результате действий государства, должны получить компенсацию, то когда Пашинян собирается выплатить компенсацию правопреемникам 1179 лиц, умерших в результате коронавируса? Ведь из-за недальновидных шагов государства и лично Никола Пашиняна Армения стала региональным лидером по количеству инфицированных на тысячу человек.
Это вопросы, которые требуют ответов как в моральной плоскости, так и на политическом поле.
Севак Даниелян