Почему обиженному на Роберта Кочаряна Араму Завенычу не удастся получить пост в кабинете Пашиняна?
Можно заметить, что Арам Завеныч или его друзья выходят на арену, когда говорит Роберт Кочарян. Можно сказать, что Завеныч и его друзья живут ради борьбы с Робертом Кочаряном, поскольку у них нет и не было других ценностей. С чисто человеческой точки зрения, это настоящая трагедия – быть вечно обиженным и жить ради противостояния. Однако подобные люди со временем становятся опасными и для общества, поскольку могут стать объектами, используемыми в интересах иностранных сил. Примерно так и произошло с Завенычем.
Эта личность стала известна публике после 27 октября 1999 года. Тогда, во избежание гражданских столкновений, Араму Завенычу предложили должность премьер-министра не за его личные заслуги. Ему посчастливилось быть братом Вазгена Саркисяна, и, учитывая это обстоятельство, ему предложили тогда руководить правительством, чтобы избежать политических потрясений. Арам Завеныч не только не обладал управленческими навыками, но и имел нулевые представления о политике. Став премьер-министром по воле судьбы, он так и не смог найти свое место и роль в политической системе страны, в результате через несколько месяцев был отстранен от власти.
После этого он должен был либо уйти из политики, либо оказаться на оппозиционном поле. Он выбрал второй вариант. То, что он стал оппозиционером Роберту Кочаряну, было понятно и логично. Человек не мог быть лишен власти и остаться на провластных позициях. И было логично, что на президентских и парламентских выборах 2003 года он выступил с оппозиционных позиций. Повторим еще раз, что к биографии Арама Завеныча с 1999 по 2003 годы не может быть никаких претензий.
Но то, что произошло в душе Арама Завеныча после грузинской «революции роз» 2003 года, можно охарактеризовать как нечто вроде мировоззренческого землетрясения. Арам Завеныч пришел к выводу, что смена власти в постсоветских республиках возможна лишь тогда, когда оппозиция выступает с антироссийских и крайне прозападных позиций. После «революции роз» Арам Завеныч долгое время носил оранжевый галстук, вероятно, надеясь на то, что это будет замечено соответствующими кругами. Вскоре его заметили и пригласили в США на политические «курсы».
Однако и эти «курсы» не помогли. Более того, антироссийская риторика брата Вазгена Саркисяна показала его совершенную беспринципность как человека. Даже не стоит говорить о том, какой была бы реакция Вазгена, если бы он был жив и увидел бы человеческую трансформацию своего брата.
Многие могут сказать, что антироссийские настроения Арама могут быть связаны с 27 октября, за которым якобы могли стоять русские.
То, что россияне не имели к нему отношения, а как раз наоборот, понятно всем. Более того, в Москве были настолько потрясены произошедшим 27 октября, что некоторые круги там (в частности, глава компартии Геннадий Зюганов) заявили, что больше никогда не поедут в Армению.
Более того, после 27 октября, когда Завеныч уехал в Москву, он возлагал большие надежды на установление отношений с Путиным.
Однако, когда он потерял власть, Путин его уже мало интересовал.
Он жаждал власти, и его убедили, что для достижения этого он должен был стать армянским «Саакашвили». Однако тогда в вопросе превращения в «Саакашвили» Арама Завеныча обошел Артур Багдасарян, а в 2008 году роль лидера главной оппозиции взял на себя Левон Тер-Петросян.
В его планах Араму Завенычу была отведена исключительно функция «свадебного генерала». Для Тер-Петросяна было чрезвычайно важно, чтобы он стал политическим защитником правопреемников жертв 27 октября.
Ставший «прозападником» Арам Завеныч, оказавшись в команде Тер-Петросяна, сделал свой второй беспринципный шаг.
Ибо в свое время Вазгена Саркисяна и Тер-Петросяна разделила принципиальная идеологическая дискуссия по Карабахскому вопросу, а в 2008 году Тер-Петросян не отказался от своей позиции в вопросе Карабаха, из-за которой против него в свое время выступил Вазген Саркисян.
Оказавшись в лагере Тер-Петросяна, Арам Завеныч показал, что серьезнейшие политические и идеологические проблемы не стоят для него и гроша. Если бы против Кочаряна выступил Алиев, то без сомнения Арам Завеныч мог оказаться в лагере азербайджанцев, поскольку его единственной и основной целью было добиться власти любой ценой.
После2008года,когдаоппозиция потерпела поражение, Арам Завеныч кинул Тер-Петросяна и вновь «вспомнил» свой тезис о том, что Запад может поддержать только антироссийскую оппозицию. А в остальных вариантах армянская оппозиция останется в одиночестве, без поддержки геополитических центров. В качестве обоснования он ссылался на примеры неудачной смены власти 2003 и 2008 годов.
Однако самым курьезным было то, что в 2013 году, когда обсуждался вопрос ассоциации Армении, он публично заявлял, что «... во имя ассоциации можно также пойти на уступки в Карабахском вопросе...».
В то время моральный упадок Арама Завеныча уже носил целостный характер.
Этот человек стал стопроцентно антигосударственной и антисоциальной личностью. Человек, который сначала предал и отрекся от пути, пройденного его братом, потом попытался стать армянским «Саакашвили», а в конце выразил готовность отречься и от Арцаха, где, кстати, установлен памятник Вазгену Саркисяну.
Именно в таких случаях говорят, что предавшие родных, предадут и Родину.
Завеныч был настолько закомплексован всеми неудачами пройденного им пути, что потерял элементарные политические инстинкты. Он уже был «исчерпан» и ушел на политическую «пенсию», когда вдруг наступили события 2018 года. Завеныч не поддержал революцию Пашиняна, потому что не верил в ее успех, поскольку не видел геополитического фактора. Кроме того, вышедшему на пенсию человеку было трудно рискнуть вступить в событие, в результате которого он мог потерять и свой покой, и свою «пенсию».
Однако неудачник Завеныч даже в этом вопросе ошибся и оказался среди отвергнутых Пашиняном.
Сегодня он пытается искупить свою вину перед Пашиняном, чтобы получить хотя бы небольшую долю власти. Тем более, что при наличии фактора Роберта Кочаряна Завеныч получил шанс оказать Пашиняну «активные услуги» в этом вопросе. Именно этим обстоятельством обусловлена активность Завеныча в вопросе второго президента Армении.
Однако Пашинян никогда больше не будет нуждаться в услугах Завеныча.
Во-первых, сотрудничество с неудачником Завенычем – плохой знак. Кто с ним сотрудничал – оказался в мусорном баке истории.
Во-вторых, у Завеныча практически нулевой рейтинг. Кроме того, о его беспринципности люди предпочитают не говорить, исключительно из уважения к памяти Вазгена.
Кроме того, имеющий антироссийскую репутацию Завеныч после прихода к власти может дополнительно осложнить и без того ненормальные отношения между Пашиняном и Путиным.
Все это Завеныч инстинктивно чувствует и предпочитает возлагать вечера лести в адрес Пашиняна на своих «шестерок». И он не будет сильно светиться, и доза лести сохранится.
Именно таким расчетом руководствуется и действует Арам Завеныч. Человек, с которым даже просто поздороваться стало чем-то постыдным.
Такова реальность.
Давид Мкртчян