Может ли Никол Пашинян отправить в отставку Арсена Торосяна?
В прессе уже несколько дней обсуждаются различные версии о возможной отставке Арсена Торосяна. Даже указываются конкретные причины, приводятся версии того, какой разговор был между премьер-министром и Арсеном Торосяном. Насколько достоверны эти разговоры,трудно сказать. Торосян опровергает все эти версии, считая все это клеветой.
Нет смысла анализировать, соответствуют ли все эти разговоры действительности или нет, поскольку при отсутствии фактов все это может быть больше похоже на слухи и не более того.
Но стоит обсудить другой вопрос: а может ли Пашинян в этих условиях отправить в отставку Арсена Торосяна?
Конечно, речь не идет о конституционном праве. Здесь все ясно: если Пашинян захочет, то в любой момент может пригласить к себе Торосяна и попросить, чтобы он ушел в отставку с поста министра.
Проблема заключается в другом: может ли Пашинян принять такое политическое решение?
Дело в том, что Торосян сегодня является не рядовым министром, а министром здравоохранения в стране, где царит коронавирусная катастрофа. При этом Армения в этом вопросе находится в позорно плохом состоянии. Наша страна зафиксировала (в плохом смысле) все позорные показатели с более чем 40 тысячами больных и более 1000 смертей. Этих показателей нет (в хорошем смысле) у Азербайджана и Грузии вместе взятых. А это наши соседние страны, где общественные нравы не сильно отличаются от наших. Это означает, что главным ответственным и причиной этой катастрофы является нынешняя власть Армении, качество ее правления. Отсюда и возникает следующий вопрос: если так, то почему министра здравоохранения страны до сих пор не сменили?
Попробуем найти ответы на этот вопрос. Предположим, что по призыву Пашиняна Торосян покидает свой пост. В этом случае общество потребует привлечь последнего к ответственности за более 1000 смертей. Если власть начнет защищать Торосяна, то возникнет вопрос: почему он был отстранен от должности? Если власти молча будут смотреть, как общество нападает на Торосяна, то уже покинувший власть Торосян может “заговорить", что, мягко говоря, не будет выгодно и Пашиняну. Например, он может сказать, что заранее предупредил власти о распространении вируса, а последняя не относилась серьезно к этому предупреждению. Отсюда станет ясно, что ответственность за жертвы несет не Торосян. Или, например, Торосян знал, что коронавирус появился не в марте этого года, а в феврале. Не стоит даже представлять, что будет в таком случае. Или, если Торосян заявит, что в апреле-мае он потребовал строгих мер по предотвращению вируса, но его требование не было выполнено.
Из всего этого становится ясно, что если Торосян не захочет, то Пашинян не может отправить его в отставку. А это означает, что конкретно по части Торосяна Пашинян превратился в премьер-министра со статусом "хромой утки". То есть, распространение коронавируса сделало «хромой уткой» не только Торосяна, но и Пашиняна. А констатация этого факта может стать крайне опасной для Пашиняна, особенно в этой ситуации.
Вот почему обсуждение вопроса о возможной отставке Торосяна является уязвимым. Должна быть следующая постановка вопроса: хочет ли Торосян в этой ситуации уйти из власти, и если да, то может ли его шаг быть переварен обществом или нет.
Такова реальность.
Артак Акопян