Пашинян хочет отказаться от своей «новой точки», пытаясь вернуться к соглашениям Вены и Санкт-Петербурга, но получится ли?
Итак, после июльских столкновений Пашинян заявил, что в переговорном процессе должны быть обсуждены в первую очередь венские и санкт-петербургские соглашения, предполагавшие установку в пограничных зонах систем мониторинга. Подход Пашиняна понятен: если происходят пограничные столкновения, и стороны обвиняют друг друга, значит необходимо вернуться к реализации вышеуказанных соглашений.
Но здесь может возникнуть вопрос. В таком случае, почему армянская сторона после 2018 года отказалась от реализации этих соглашений и вместе с Алиевым достигла в Душанбе нового «лифтового соглашения»? Напомним, что в результате этого армянская сторона не только лишила себя дипломатических преимуществ, но и предоставила возможность, чтобы Азербайджан в одностороннем порядке захватил новые позиции в так называемых «серых» зонах, проведя там инженерные работы.
То есть, в результате «лифтового» соглашения Армению стали вынуждать вести содержательные переговоры, и в то же время, Азербайджан, чтобы укрепить свой дипломатический тыл, начал укреплять свои приграничные зоны.
Фактически, этот «новый пункт» Никола Пашиняна имел позорные последствия для Армении. За столом переговоров мы ничего не выиграли, а на границе получили позиционные потери. Единственным утешением было то, что на границе не гибли люди, и Пашинян представлял это армянскому обществу как большое достижение, забывая указать его реальную цену.
12 июля армянская сторона решила отказаться от «новой точки» Пашиняна и улучшила свои позиции, что удивило Азербайджан. Баку проиграл в этих столкновениях, потому что не ожидал, что Пашинян откажется от своей «новой точки», которой сам Азербайджан воспользовался в разных пограничных местах, самым значимым из которых был нахиджеванский участок.
Таким образом, за прошедшие два года Пашинян фактически признал банкротство своей «новой точки» и, чтобы суметь вернуться к «точке предшественников», ему понадобилась история этого столкновения.
Однако раньше нам удалось добиться результатов Санкт-Петербурга и Вены исключительно из-за вины азербайджанской стороны в Апрельской войне. После этого посредники не рисковали предложить нам провести содержательные переговоры.
Сегодня, хотя азербайджанская сторона оказалась в последних столкновениях в проигрышной роли, тем не менее, она не согласится даже слушать о Санкт-Петербурге и Вене.
А посредники, кроме предложения содержательных переговоров, не могут предложить ничего другого.
Так что, отказ от своей «новой точки» будет для Пашиняна крайне сложным.
Такова реальность.
Артак Акопян