Как основные внешние игроки отреагировали на последние армяно-азербайджанские столкновения?
Одной из первых откликнулась на армяно-азербайджанские столкновения Турция. Она не только поддержала Азербайджан, но и выступила с угрозами в адрес Армении. Это обстоятельство показывает, что процессы политической и военной интеграции Турции и Азербайджана сегодня носят чрезвычайно углубленный характер и не исключено, что в какой-то момент Турция может стать более действенным игроком для Азербайджана.
Единственной страной, которая призвала Турцию не вмешиваться в армяно-азербайджанский конфликт, была Россия. Призывы остальных стран, по сути, носили формальный и ничего не говорящий характер. Отклики представителей ЕС и США показали, что для этих центров Карабахский вопрос представляет третьестепенную, четвертостепеннуюпроблему. Единственным положительным фактором в их реакциях было то, что они, по крайней мере публично, не связывали вопрос армяно-азербайджанского конфликта с геополитическими противоречиями и их заявления в этом смысле носили паритетный характер в отношении Армении и Азербайджана.
Позитивной была также сбалансированная реакция Ирана и Грузии, хотя из их оценок было ясно видно, как они видят путь разрешения этого конфликта.
Для нас крайне негативной была реакция Украины. Оставим в стороне, что эта страна открыто поддерживает Азербайджан. Однако форма и поспешность украинской реакции подсказывают, что эта страна находится в более глубоких отношениях с Азербайджаном, чем можно было себе представить.
Обрадовала взвешенная позиция Казахстана и удивило отсутствие реакции Беларуси. Ее поведение также показывает, что руководители этой страны и Азербайджана находятся в постоянной оперативной связи. Что также должно о многом нам подсказать.
Радостно удивило отсутствие реакции представителей Пакистана и Саудовской Аравии в первые же дни этого столкновения. В дальнейшем их отклики уже не будут интересны. Это означает, что сотрудничество Азербайджана с этими странами преследует больше PR-цели, и в реальных повестках этих стран нет практических программ по поддержке Азербайджана.
В целом, из откликов основных внешних игроков на эти последние столкновения можно сделать вывод, что для нас единственным тревожным фактором остается Турция, фактор которой в дальнейшем может сыграть еще большую роль, и к чему мы, как государство, должны готовиться.
Такова реальность.
Артак Акопян