Власть «отступает» под давлением. По какому пути пойдет Пашинян?
У нас уже был повод поговорить о царящей в Сербии тяжелой политической ситуации. С одной стороны, в июне в Сербии прошли парламентские выборы во время эпидемии, а с другой – в июле президент решил ужесточить карантинные меры и даже ввести в Белграде комендантский час.
Противоречивые действия властей справедливо вызвали недовольство оппозиции, которая начала проводить акции протеста в столице и потребовала отменить ужесточенные карантинные мероприятия. Оппозиция отмечала, что коронавирус начал использоваться властями в политических целях.
Как видите, во многих странах политические процессы проходят по аналогичному сценарию. Не является исключением и наша страна. С одной стороны, правительство частично открывает возможность для экономической деятельности, открывает возможность работы общественного транспорта, где люди не могут соблюдать социальное расстояние, с другой стороны, акции протеста запрещены, и даже представители шоу-бизнеса могут быть подвергнуты приводу в полицию за то, что хотят знать, как содержать свои семьи во время коронавируса, когда они не получают возможности работать (но акции протеста, конечно же, не запрещаются, если вы являетесь «клиентом властей» и проводите митинги в рамках «госзаказа», и вас зовут Арман Бабаджанян). В то же время правительство использует чрезвычайное положение для генерации политической повестки, внесения изменений в Конституцию, преследования оппозиции и повышения ставки налога на имущество.
В Сербии тоже правительство ограничило институциональные методы политической борьбы, тем самым вынудив людей выйти на улицы. Власти сами стали катализатором политической напряженности, и только тысячи людей, вышедших на улицы сербской столицы, заставили власти «сделать шаг назад», а «Национальный кризисный штаб Сербии» отказаться от идеи введения комендантского часа в Белграде.
Напрашивается логичный вопрос: что заставит наши власти, наше правительство не прибегать к манипуляциям, ограничивая право на протест под предлогом коронавируса?
Власти любой страны должны понять, что, особенно в период кризиса, став «катализатором напряженности», они сами выводят процессы из институциональной логики, и рано или поздно «горячие точки» протеста могут объединиться, и массы людей, оставшихся без средств к существованию, могут наводнить улицы.
Власти должны выделяться умением рационально анализировать и осознавать, что накопление проблем всегда приводит рано или поздно к политическому форс-мажору. Предыдущие власти не понимали этого. Поймут ли действующие власти? Это станет ясно очень скоро.
Севак Даниелян