Ты поддержишь Царукяна и Ванецяна, а я покажу в нашем эфире Навального
В последние несколько дней вновь начались обсуждения о том, что происходит в армяно-российских отношениях. Российская сторона выражает свою обеспокоенность искусственной генерацией в Армении антироссийских настроений. Оппозиция обвиняет Пашиняна в том, что он хочет изменить внешнеполитический путь страны, а власти, в свою очередь, заявляют, что «...в армяно-российских отношениях нет и не может быть никакого опасного развития... просто есть шероховатости, которые будут сглажены, а это означает, что армяно-российские отношения отличаются от отношений между метрополией и колонией...».
Иначе говоря, власти пытаются показать, что сегодня, в отличие от прежних времен, отношения между Ереваном и Москвой лежат на «более достойной» основе.
Попытаемся понять, что на самом деле происходит между Ереваном и Москвой.
Действительно, мы должны стремиться к тому, чтобы эти отношения не уподоблялись отношениям по принципу «хозяин и слуга», поскольку подобный подход не имеет никакого отношения к реальным союзническим отношениям. Более того, рано или поздно в отношениях «хозяин и слуга» мы потерпим поражение, ибо, как известно из истории, логическое завершение подобных отношений не сулит «слуге» ничего хорошего.
Другое дело, когда отношения основываются на реальных союзнических ценностях.
Но как же сделать, чтобы эти отношения действительно стали союзническими? Ответ на этот вопрос дает политология. Нужно всячески укреплять собственное государство, в том числе, используя возможности, предоставляемые сегодня союзником.
Только путь усиления собственной страны является гарантией того, что твой стратегический союзник продолжит уважать тебя. И наоборот: если Армения ослабнет, то независимо от того, кто на данный момент будет править Арменией и Россией, Москва не будет рассматривать Армению как полноценного союзника. В лучшем случае, она будет рассматривать нас как «подопечного», но в этом статусе мы не сможем долго существовать, так как вызовы, стоящие перед нашей безопасностью, достаточно серьезны и масштабны.
А теперь посмотрим, что изменилось в армяно-российских отношениях после 2018 года.
Мы сегодня более независимы от Москвы? Конечно, нет. Ибо для реальной независимости нужно было, чтобы мы были экономически более мощными, более искусными в дипломатическом плане, более сплоченными во внутренней жизни. За два года правления Пашиняна мы зафиксировали регресс почти по всем направлениям.
Более того, не приобретая дополнительных рычагов, мы на пустом месте вызвали недоверие Москвы. Отправив в Сирию войска Пашинян не смог восстановить доверие Москвы, но этим шагом приобрел статус «шестерки» у Вашингтона.
По сути, Пашинян превратил систему управления страной в инструмент удовлетворения своих амбиций, которые, естественно, не имеют никакого отношения к реальным интересам страны. В результате за рубежом Пашинян стал непредсказуемым и ненадежным практически для всех сторон. Для сокрытия этих своих упущений Пашинян сформулировал свою политику для «погосов» как путь восстановления «достоинства государства».
На самом деле он понизил авторитет страны до уровня плинтуса. В результате этого внешние круги пытаются укрепить свои позиции посредством других политических субъектов, что, естественно, не нравится Пашиняну.
А в последнее время, когда активизировались Царукян и Ванецян, Пашинян посчитал это оскорблением для себя и решил ответить Путину «достойно», продемонстрировав по общественному телевидению критику оппонента Путина – Алексея Навального – в адрес российской власти.
Понятно, что достоинство Армении не имеет к этому никакого отношения, как и интересы Армении. Просто Пашинян взбешен тем, почему в Москве «по-добрососедски» относятся к Царукяну и Ванецяну, тем более что Пашинян и Путин в аэропорту Еревана в «теплой атмосфере» выпили коньяк.
Напомним, что в тот же день Пашинян решил продемонстрировать Путину «холодный прием», в результате чего его сторонники «праздновали победу достоинства государства». Однако этот парад «достоинства» длился всего несколько часов, после чего распространились слухи о том, как Пашинян уговаривал Путина сфотографироваться перед телеэкраном в формате двусторонней встречи.
Вся политическая логика того дня в сжатом виде показала, какой стала сегодняшняя политика Армении в отношении Москвы.
Это еще раз показывает, что популизм и бахвальство не имеют никакого отношения к укреплению суверенитета страны, если не сказать прямо противоположное.
Такова реальность.
Давид Мкртчян