Стало известно, чьим псом является коронавирус: это пес Пашиняна, охраняющий его от оппозиционеров
Когда 1 марта этого года в Армении был зафиксирован первый случай коронавируса (злые языки говорят, что случаи коронавируса были и раньше, но были скрыты властями), в стране проходила предвыборная кампания. Власти собирались путем референдума устранить свое последнее препятствие – Конституционный суд, чтобы установить в стране тоталитарную диктатуру. Оппозиция не только отвергала данное политическое намерение Никола Пашиняна, но и отмечала, что проведение референдума по своему характеру противозаконно.
Не могут, например, президент США Дональд Трамп или канцлер Германии Ангела Меркель ликвидировать Конституционный суд или Верховный суд своей страны, либо попытаться изменить состав этих структур. За одно только такое намерение общества этих стран объявили бы своему руководителю импичмент, поскольку смысл демократии заключается не в предоставлении избранному руководителю страны диктаторских полномочий, а, наоборот, в балансировании его полномочий посредством судебной и законодательной власти.
К сожалению, армянское общество в значительной степени является провинциальным по своей сути обществом и не понимает истинного смысла деятельности этих механизмов. Именно поэтому Пашинян до сих пор работает на посту премьер-министра.
Даже в Чили генерал Аугусто Пиночет не рискнул в свое время ликвидировать Верховный суд, надеясь прийти с этой структурой к общему знаменателю. Более того, даже после прихода к власти в Германии Адольфа Гитлера потребовалось ровно шесть лет, чтобы лидер нацистов сумел решить вопрос их Конституционного суда. К тому же, решить этот вопрос Гитлеру помогло начало Второй мировой войны.
В современной Армении ни второй, ни третий президенты не рискнули поставить под сомнение легитимность назначенного Левоном Тер-Петросяном Гагика Арутюняна.
То, что происходит во время правления Пашиняна, беспрецедентно. Желание Пашиняна избавиться от Грайра Товмасяна было настолько велико, что он даже проигнорировал опасность распространения угрожающего Армении коронавируса, заявив следующее: «чей пес этот коронавирус, чтобы угрожать здоровью армян?» и «извлечем пинцетом и проведем дезинфекцию водкой».
Со столь провинциальными шутками можно было выступить лишь перед слаборазвитым обществом, поскольку любое более или менее образованное общество не простило бы своему руководителю такие низкокачественные формулировки. Например, руководитель России или Грузии не позволил бы себе выступить с такими примитивными и рабоче-крестьянскими формулировками, так как их общества не терпят деревенщин на столь высоком посту. В случае армянской общественности всё иначе. Это объясняется тем, что большая или значительная часть нашего общества является носителем этих деревенских наклонностей. Этой части общества нравятся такие «яркие и рабоче-крестьянские» шутки, формулировки и мысли.
Однако, по словам Пашиняна, эта «собака» стала для нас слишком «кусачей». Причем настолько «кусачей», что количество инфицированных у нас сегодня в 15 раз больше, чем в соседней Грузии и примерно в два раза больше, чем в соседнем Азербайджане. Кроме того, выяснилось, что власти соседней Грузии осуществили примерно в три раза больше социальных программ помощи, чем считающиеся популистами власти Армении.
Сегодня, по данным ВОЗ, Тбилиси считается одним из самых безопасных городов мира в плане распространения коронавируса, а Ереван стоит перед настоящей гуманитарной катастрофой.
Если до коронавирусного периода реальное представление о Пашиняне имело подавляющее большинство сознательной части общества, то сегодня, когда вирус показал банкротство сегодняшней власти, падение рейтинга Пашиняна стало видимым для всего общества, даже для подавляющего большинства деревенщин.
Естественно, данный факт является также угрозой для Пашиняна.
Именно здесь коронавирус начинает играть для Пашиняна не только отрицательную, но и положительную роль.
Если в стране бушует коронавирус, то это становится законной основой для продления чрезвычайного режима. Причем Пашинян может продлевать этот режим столько, сколько ему выгодно. Почти во всех странах мира эти режимы постепенно ослабляются и даже отменяются, но не в Армении, так как в любой момент Пашинян может выступить перед обществом со следующей формулировкой: «В стране бушует эпидемия коронавируса. Эта «собака» очень кусачая, токсичная для людей, а мои противники, игнорируя эту опасность, пытаются снять меня с должности». Кстати, выступить с подобной мыслью Пашиняну на днях предложил его политический «духовный отец».
Фактически получается, что если всего несколько месяцев назад коронавирус мешал Пашиняну провести референдум, то сегодня тот же коронавирус стал главным хранителем Пашиняна, поскольку в любой момент Пашинян может запугать общество угрозой коронавируса, вечно продлевая чрезвычайное положение в стране.
Таким образом, выяснилось, чьим псом на самом деле был коронавирус, который не нужно устранять из нашей жизни ни пинцетом, ни водкой, поскольку есть опасность, что вместе с вирусом со своего поста может быть отстранен и Пашинян.
Такова реальность.
Давид Мкртчян