Бениамин Матевосян: Армении пора изменить подход к переговорам с Россией по газу
Вызванный пандемией коронавируса кризис заострил необходимость экономии на расходах, и вопрос цены на энергоносители по традиции оказался одним из ключевых. Аппелируя к общему стремлению евразийских стран минимизировать урон, Армения присоединилась к Беларуси в призыве снизить тарифы, однако критика партнеров не нашла понимания у России. Инициатива о «едином тарифе», озвученная в ходе саммита 19 мая, также не возымела успеха. Об изменениях газовых раскладов в ЕАЭС под влиянием пандемии и о том, как будет решаться вопрос ценообразования, читайте в статье эксперта исследовательского института «Политэкономия» (Ереван) Бениамина Матевосяна, паписанной для аналитчиеского портала Eurasia.Expert.
Дедолларизация газовой торговли
Оценивать влияние коронавируса на мировую экономику в целом, и экономику ЕАЭС в частности еще рано, однако уже сейчас очевидно, что нас ждут фундаментальные трансформации. Bloomberg со ссылкой на аналитиков JPMorgan Chase & Co отмечает, что мир вступает в самую крупную рецессию со времен Великой депрессии 1930-х гг., проявлением чего станет то, что пандемия коронавируса лишит мировую экономику $5,5 трлн в ближайшие два года.
В сложившихся условиях правительство Армении должно предпринять шаги, направленные на минимизацию экономического урона от последствий пандемии. В частности, еще в апреле официальный Ереван предлагал России перевести часть взаимной торговли в рубли. Речь идет о торговле продовольствием, а также об оплате российского газа для Республики не долларами, а рублями.
В этом случае официальный Ереван сумел бы за счет крепкого местного драма частично минимизировать экономические риски для своей экономики. Удалось бы также скорректировать ожидающийся рост цен на продовольствие.
При этом очевидно и то, что перевод торговли в рубли был бы направлен и на сокращение «долларизации евразийского пространства», что соответствует долгосрочной стратегии развития ЕАЭС.
Вопрос с ценами на продовольствие решился после телефонного разговора премьер-министра Армении Никола Пашиняна с российским президентом Владимиром Путиным. Армянские СМИ уже сообщили о том, что по итогам беседы глав государств удалось достичь консенсуса, и на уровне ЕАЭС (это важный аспект!) пересмотреть таможенные пошлины в сторону их понижения для более чем 600 наименований товаров, ввозимых в Армению. Напомним, что с 1 января 2020 г. более 800 наименований товаров в Армении подорожали в связи с введением единых таможенных пошлин на всей территории ЕАЭС. Что же касается цены на газ, которая во многом обусловлена политическими аспектами армяно-российских отношений, то в данном вопросе ситуация обстоит несколько иначе.
Газовые расклады
К теме цены на газ Пашинян обратился и во время своей пресс-конференции 16 апреля, отметив, что формирование принципов единого газового рынка в рамках ЕАЭС является основной задачей Армении в ближайшие пять лет. Фактически, тем самым премьер перевел вопрос переговоров по газовому ценообразованию из плоскости армяно-российских отношений в плоскость отношений в рамках интеграционного союза, и во многом связал данный подход с ситуацией, вызванной на мировом рынке энергоносителей коронавирусом.
Точку в обсуждении вопроса о едином тарифе на газ в странах ЕАЭС поставил Путин, который 19 мая во время онлайн-саммита лидеров ЕАЭС заявил о том, что единый тариф может быть реализован на едином рынке с единым бюджетом, единой системой налогообложения. Российский лидер подчеркнул также, что пока цены должны формироваться на основе рыночной конъюнктуры.
Справедливости ради необходимо сказать, что рынок природного газа (как и иных энергоносителей) в условиях пандемии действительно претерпевает изменения практически в режиме онлайн.
Эксперты отмечают, что началось это с того момента, когда «Китайская национальная шельфовая нефтяная корпорация» (CNOOC) отказалась от исполнения контрактов на импорт сжиженного природного газа (СПГ) из-за коронавируса.
Если по итогам декабря в годовом выражении поставки только для CNOOC увеличились на 11%, а по итогам всего 2019 г. – на 14% (до 7,1 млн и 60,4 млн т соответственно), то за январь и первые три недели февраля 2020 г. поставки снизились на 6% (до 9,2 млн т) в сравнении с показателями за тот же период 2019 г. После этого все реальные объемы поставок газа в КНР продолжили снижаться, что повлекло за собой мировое снижение цен на сжиженный природный газ.
По мнению армянских экспертов, власти республики в своем желании получать российский газ по более низкой цене могли также положиться на «обнадеживающие данные», которые приходят из Европы, где в ряде стран снизилась цена на голубое топливо. В частности, в ряде европейских газораспределительных станций в начале февраля цена на газ упала до отметки в $95,7 за тысячу куб.м. На голландской распределительной станции вместо $108,4 в начале года газ продается за $101,7.
Однако армянские власти при этом упустили из виду иную информацию: в российской прессе уже проскальзывала информация о том, что в регионах Санкт-Петербурга и Смоленска газ продавался за $84–$85 вместо $59 за тысячу кубометров. Здесь нет экономического противоречия. Россия добавляет 30% таможенную пошлину на экспорт на свой внутренний рынок, а на внешнем рынке приведенные выше цифры не дают полной и точной картины в связи с тем, что лишь небольшая часть газа, поставляемого в Европу, продается через газораспределительные станции – 5%. Цена основной проданной массы определяется долгосрочными контрактами, которые были заключены годами ранее.
Что дальше?
Сегодня ведутся переговоры по стоимости газа уже за период начиная с последнего триместра 2020 г., и ведутся они исходя из расчетов в $150-170 за тысячу куб.м. Это обусловлено тем, что в конце года потребление газа увеличивается, его цена растет, и именно эта цена ложится в основу расчетов будущих контрактов. Более низкая цена других сезонов может считаться уникальным «бонусом». В этом смысле Армения использует такой «бонус» годами. Однако он является недоступным для иных государств. Для стран все того же Европейского союза РФ продает газ по разным ценам, причем цена на газ для соседних стран может не быть одинаковой.
Все это укрепляет в мысли о том, что полноценной рыночной цены на газ не существует, и что политическая компонента в ценообразовании на поставки газа имеет доминирующую позицию.
Хронология событий прошедшего короткого периода, которая в итоге привела к заявке от компании «Газпром Армения» на повышение цены на газ, также подтверждает выше обозначенный вывод. 31 марта премьер-министр Пашинян проводит телефонный разговор с главой Беларуси Александром Лукашенко и затрагивает тему цены на газ (хотя и у самого белорусского лидера диалог с Кремлем на данную тему нельзя назвать гладким). Уже 1 апреля «Газпром Армения» обращается в Комиссию по регулированию общественных услуг (КРОУ) и предлагает с 1 июля повысить тарифы на газ для потребителей на 36% (сегодня 1000 куб.м российского газа на границе Армении стоит $165).
Необходимо, чтобы у общества было четкое осознание того, что неслучайно такой проект, как газопровод «Сила Сибири» и поставки газа в Китай Владимир Путин и Си Цзиньпин контролировали лично, также, как и открытие газопровода. Президент России и венгерский премьер Виктор Орбан в октябре 2019 г. также лично договаривались о поставках российского газа в Венгрию по газопроводу «Турецкий поток».
Подобных примеров множество, и все они подтверждают, что цена на газ – это вопрос обсуждения на высшем уровне. Но когда мы видим, что армянский премьер оставляет решение данного вопроса вице-премьеру Мгеру Григоряну и поручает ему посредством написания письма главе «Газпрома» Алексею Миллеру «урегулировать этот вопрос», становится очевидно, что в армяно-российских отношениях на высшем уровне присутствует кризис. Кризис, который подсказывает нам, что цена на газ для Армении повысится. Очевидно и то, что повысится она не на 36%, как запросила компания «Газпром Армения», а в пределах 15-20%, о чем многократно писали различные армянские эксперты в области энергетики на протяжении последних месяцев. Причин тому множество – от указанного ранее главой МИД РФ Сергеем Лавровым уголовного дела в Армении в отношении российской компании ЮКЖД, до иных уголовных дел с политическим контекстом.
Бениамин Матевосян,
эксперт исследовательского института «Политэкономия» (Ереван)