Одновременный рост и спад нашей экономики
Статистический комитет РА опубликовал макроэкономические показатели за первый квартал текущего года. Они весьма противоречивы.
На первый взгляд может показаться, что в условиях коронавируса и чрезвычайного положения наша экономика действительна нашла новые возможности, так как показатель экономической активности (ПЭА) в январе-марте этого года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, вырос на 4 процента.
За тот же период объем промышленного производства вырос на 8,7 процентов, объем валовой с/х продукции – на 4,5, торговый оборот – на 0,2, объем услуг (без торговли) – на 5,5, производство электроэнергии – на 14,8, среднемесячная номинальная зарплата – на 9,2 (в госсекторе – на 10,5 процентов, а в частном – на 7,7), экспорт – на 0,2 процента. И в этих условиях цены «изловчились» снизиться на 0,1 процента.
Немного хуже картина в строительном секторе (за 3 первых месяца этого года, по сравнению с первым кварталом предыдущего, имеется спад в 9,4 процента) и во внешней торговле (спад в 4 процента), но макропоказатели от этого не страдают.
Повторюсь: может показаться, что в условиях коронавируса мы нашли ключи от рая, но представленные Статистическим комитетом другие цифры подсказывают, что положение в реальности плохое, и макроэкономические тенденции имеют негативную направленность.
Итак, в марте этого года (когда коронавирус начал быстро распространяться, воспользовавшись агиткампанией «да», и когда власти оказались вынуждены объявить с опозданием чрезвычайное положение), по сравнению с мартом прошлого года, мы имеем спад ПЭА в 4,9 процентов.
В сравнении с тем же периодом прошлого года, в марте объем промышленного производства сократился на 1,9 процентов, объем строительства – на 26,2, торговый оборот – на 9,9, объем услуг (без торговли) – на 4,8, производство электроэнергии – на 1, внешняя торговля – на 16, экспорт – на 17,4.
Тенденции в основном негативные в том числе при сравнении мартовских показателей текущего года с февральскими. И это в условиях, когда март традиционно фиксирует рост по отношению к февралю. В текущем году это не так. ПЭА за март уступает февральским показателям.
Можно практически со 100-процентной точностью прогнозировать, что апрель этого года зафиксирует намного более худшие макроэкономические показатели, по сравнению как с апрелем прошлого года, так и с мартом текущего.
Итак, кризис стучится во все двери, темп распространения коронавируса вызывает серьезное беспокойство, Азербайджан воинствует, армяно-российские отношения опустились до самого низкого в своей истории уровня, а внутри страны нам пытаются подсунуть наглый передел собственности, политические преследования и дешевые шоу.
Выходом из сложившейся ситуации является осуществление серьезной антикризисной политики посредством профессионалов, компетентных и обладающих способностями антикризисного управления людей.
На раскалывающих общество и изживших себя «лайвах» далеко не уедешь.
Нам нужно новое правительство Национального согласия с привлечением здоровой части нынешней власти и профессиональных, политических кругов вне действующего правительства.
Со страницы Андраника Теваняна в «Facebook»