Лидеры Армении и Азербайджана должны разработать общую программу по борьбе с пандемией и договориться не стрелять в зоне Карабаха друг в друга – Станислав Тарасов
Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) и Россия не смогли договориться о сокращении дополнительных 1–5 млн баррелей суточной добычи, что привело к падению цен на нефть. Tert.am побеседовал с российским политологом Станиславом Тарасовым о политике России на фоне нефтяного кризиса.
- Господин Тарасов, известно, что произошло на рынке нефти, в результате чего несколько дней назад цена на топливо упала до рекордных показателей - 20-25 долларов за баррель. Какова ситуация в России сейчас, как Россия пытается выйти из кризиса?
- Россия ведет себя спокойно. У нее есть устойчивые запасные фонды, есть, так называемая, «подушка безопасности». Мы готовы драться где-то от 3-6 лет: вот и все. А дальше посмотрим, кто выдержит.
- Соглашение ОПЕК + заканчивается 1 апреля. Как вы думаете, что Россия будет делать дальше?
- Если это война, то должен быть и победитель. Кто будет победителем, тот и будет диктовать правила игры, писать историю. Что будет делать Россия? Россия укрепится как крупнейшая держава. Не дай бог нам проиграть. Тогда мы проиграем страну тоже.
- Многие говорят, что происходящее на рынке нефти приведет к геополитическим изменениям?
- Да, дело в том, что коронавирус ускорил этот процесс. В Армении этот вопрос стоит на повестке дня. Знаете, такая долгоиграющая пластинка была и никто не знал, когда это закончится, но все идет к этому. Посмотрим, как сейчас эта пандемия стимулирует этот процесс или нет?
Сложно сказать, я не хочу фантазировать, но я считаю, что в этой ситуации лидеры двух стран - Армении и Азербайджана - должны вывести общую программу по борьбе с пандемией и отодвинуть карабахскую проблему на второй план, поскольку серьезная обстановка в Иране, особенно, на севере Ирана – там пандемия свирепствует.
И Армения, и Азербайджан граничат с Ираном. Мы знаем, что обе страны принимают какие-то усилия по борьбе, но знаете, вирус не имеет паспорта, он проходит через границы.
На данный момент мудрость кавказских народов проявилась бы в следующем, если бы лидеры двух стран встретились, заключили хотя бы временно перемирие до окончания пандемии, не стрелять в зоне Карабаха друг в друга.
- А какие перестановки ожидаются на фоне этого кризиса в случае сверхдержав - России, США, Ближнего Востока?
- В случае Америки все плохо. Она не готова. В Нью-Йорке американские войска, армия контролирует ситуацию. Это великая страна, которая диктовала всему миру свои условия, не может справиться у себя. Второй момент, США не могут предложить свою поддержку своим союзникам. Россия отправила свои самолеты в Италию. Если не дай Бог понадобится, мы отправим свои самолеты и в Закавказье.
- В любом случае нельзя не заметить, что в этой ситуации Россия сталкивается с экономическими проблемами: произошла девальвация рубля.
- Люди бывают по-разному сыты. Один сыт ломтиком хлеба, а другой барана съест - голодный. Все дело в том, чтобы понимать, какова экономическая ситуация.
Россия спокойно эволюционирует. Экономическая ситуация в нашей стране такая, какая есть, и люди довольны, они понимают, что могут иметь больше, но у них есть то, что есть.
- Что ожидает в этом смысле Армению, которая связана крепкими экономическими связями с Россией?
- Та же картина и в Армении. Стратегическим партнером для Армении является только Россия. Даже Никол Пашинян со своими демократическими багами ничего не сделал. Что миллиард дали ему за его демократию? Нет, его никто не поддерживает, он оказался в изоляции. Остался только Путин. И, естественно, мы будем сотрудничать с армянским народом, потому что он считается нашим стратегическим партнером.