Арестует ли Пашинян Левона Тер-Петросяна? Если да, то когда?
В последние дни Никол Пашинян неожиданно для многих дважды коснулся вопроса своих отношений с Левоном Тер-Петросяном. Первый раз он ответил российскому журналисту, отметив, что начиная с 2012 года он не имел каких-либо отношений с Тер-Петросяном, а после революции по просьбе последнего он вновь встретился с ним в связи с переговорным процессом по Карабахской проблеме. Если в этих ответах он пытался дистанцироваться от Тер-Петросяна, то в Италии он фактически назвал злом власть Тер-Петросяна начиная с 1996 года, поскольку она была сформирована посредством фальсификаций. Этим своим заявлением Пашинян привел к маленькому кризису между ним и Тер-Петросяном, поскольку эти формулировки были серьезными, а обвинения имели потенциальные последствия. Окружение Тер-Петросяна не могло не отреагировать, из-за чего тер-петросяновское крыло пашиняновской власти оказалось в довольно сложной ситуации.
Почему Пашинян решил через 1,5 года вновь дистанцироваться от Тер-Петросяна и к каким последствиям для обеих сторон может привести все это?
Кем был Тер-Петросян и какова была его политическая траектория?
Семилетнее правление Тер-Петросяна отразилось на стране очень печально. В 90-е годы фактически был разграблен практически весь промышленный потенциал Советской Армении. Экономика страны сократилась примерно в 15 раз Уровень жизни людей снизился более чем в 10 раз. В 1998 году Тер-Петросян довел объемы 30-миллиардной экономики до 1,9 миллиарда. Бюджет страны не превышал $ 300 миллионов долларов Экономика страны почти полностью находилась в теневом поле, а масштабы грабежа достигли невероятных размеров.
Таково было наследие правления Тер-Петросяна. В стране фактически сформировалась настоящая бандократическая система со своими бандами-убийцами. Последние должны были посеять атмосферу страха, чтобы жалобы людей не дошли до места.
Понятно, что власти, втянувшиеся в такой грабеж, не могли провести справедливые выборы, поскольку в результате этого они утратили бы свою власть и предстали бы перед справедливым судом.
Именно из-за этого в 1995 и 1996 годах выборы были сфальсифицированы самым грубым образом.
Однако после этого, по справедливому определению Пашиняна, «власть зла» Тер-Петросяна пережила серьезнейшей кризис внутренней легитимности. Поэтому Тер-Петросяном было принято решение пойти на уступки в вопросе Карабаха, чтобы его власть вместо внутренней приобрела внешнюю легитимность.
Расчет Тер-Петросяна был ясен. После большого грабежа, после формирования власти фальсификациями для удержания власти было необходимо всего одно – получить внешнюю легитимность в обмен на уступку Карабаха. Говоря простым языком, в обмен на национально-государственную измену приобрести иностранного политического спонсора, который дал бы народу Армении за Карабах взятку, скажем, в размере нескольких миллиардов долларов, а Тер-Петросяну – «Нобелевскую премию мира».
Эти программы были бы реализованы, если бы не Вазген Саргсян, который, хотя и был частью бандократической системы Тер-Петросяна, но в национальных вопросах отверг Тер-Петросяна.
Поэтому усилиями Вазгена Саргсяна Роберт Кочарян был приглашен в Армению, поскольку после 1996 года Вазген Саргсян не мог в одиночку противостоять программам Тер-Петросяна.
Тер-Петросян был уверен и цинично отмечал, что «без уступок в Карабахском вопросе Армения не может иметь будущего».
Однако, в дальнейшем Вазген Саргсян и Роберт Кочарян доказали, что «возможно развивать Армению без опасных уступок в вопросе Карабаха». Более того, начиная с 2007 года Карабах, вопреки прогнозам Тер-Петросяна, получил совершенно иную возможность решить свою проблему.
Во время Роберта Кочаряна в стране произошла настоящая экономическая революция. За 10 лет своего правления Кочарян довел тер-петросяновский 1,9-миллардный ВВП до 11,6 миллиардов. То есть, объемы экономики страны выросли примерно в шесть раз. Бюджет страны вырос почти в восемь раз. А уровень жизни людей вырос более чем в шесть раз.
Кочарян доказал всю несостоятельность представлений Тер-Петросяна, будь то в экономических вопросах или в вопросе урегулирования Карабахского конфликта.
Да, конечно, содержание избирательной системы не изменилось, и качество отношений с общественностью и СМИ осталось прежним.
Но давайте сравним то, что сделал и не сделал Кочарян, и время фактически преступного правления Тер-Петросяна.
Однако, как видим, сегодня арестован именно Кочарян, к тому же на весьма спорных основаниях. Между тем, Тер-Петросян, который фактически за семь лет своего правления разрушил Армению, сегодня считается партнером Пашиняна.
Понятно, что после окончания эйфории эти вопросы будут звучать со стороны общественности более серьезно. Поэтому Пашинян боится, что может не выкарабкаться из-под этих не имеющих ответов вопросов. А когда люди поймут, что никакой экономической революции в стране не будет, то наступит этап ностальгии, когда будут вспоминать именно кочаряновские времена.
Именно этого фактора и боится Пашинян. Поэтому и попытается всячески отделиться от Тер-Петросяна. Но с течением времени лишь путем дистанцирования проблема может и не решиться. Люди начнут задаваться вопросом, почему расследуют только события 2008 года и игнорируют 1996 год? Ведь именно в 1995 и 1996 годах в стране была основана традиция фальсификации выборов, да и танки на улицы Еревана впервые были введены в том же 1996 году.
Более того, независимо от того, сколько останется Пашинян у власти и кто придет на его место, Тер-Петросян и его банда точно предстанут перед справедливым судом. И не только за 1995 и 1996. Они ответят за разграбление 90-х годов, банды убийц, фактическую организацию в Армении белого геноцида и, наконец, должно быть серьезно расследовано, почему в 1997 году Тер-Петросян был так заинтересован в выводе армянских войск с освобожденных территорий. Был ли здесь и какой-то другой мотив?
Все это так и не заинтересовало последователей Тер-Петросяна, но это не означает, что не будет интересно армянскому народу.
Такова реальность.
Давид Мкртчян