Императив построения народного капитализма с человеческим лицом (видео)
Выступление директора исследовательского института «Политэкономия» Андраника Теваняна на форуме общественно-политического клуба «Вернатун».
. . .
Проголосовав в 1991-ом за независимую Армению, подавляющее большинство наших граждан получило статус основателей-совладельцев государства, но с течением времени лишилось долевых прав. Некоторые предпочли эмигрировать, некоторые – стать из граждан жителями страны в статусе квартирантов, а некоторые – бороться.
Мы победили противника на войне, но в тылу, в деле государственного строительства, наряду с успехами, мы имели также серьезные упущения. Нам сейчас нужна полноценная победа собирательного «мы» также во внутренней жизни.
Многим казалось, что это «мы» победило весной 2018-го, но жизнь показала, что, когда добровольно сдаешь собственное «я» и ставшее толпой «мы» случайному человеку, ты получаешь дешевый сериал.
. . .
Мы живем на «заминированном» политическом и экономическом поле. Эти мины периодически подрываются, вызывая большие и малые потрясения.
У нас налицо ряд кризисов:
- Легитимности собственности,
- Политической легитимности,
- Участия,
- Компетентности.
Кризис легитимности собственности возник параллельно началу процесса приватизации. На смену советского ложного принципа равенства и справедливости пришли дикие рыночные отношения, в результате которых поляризация общества достигла крайне опасных пределов. Призрак передела собственности постоянно витает в странах с бедной и низкой политической культурой.
Этап первоначального накопления капитала проходил болезненно во всех странах. Мы не исключение.
Если социально-экономические условия невыносимы, то всегда присутствует угроза того, что политическая борьба будет носить большевистский характер, с высокой долей популизма, фарисейства и демагогии. В 2018-ом именно так и произошло.
Кризис легитимности собственности является одной из главных причин кризиса политической легитимности. Именно в результате этого политическая борьба и не может уместиться в рамки цивилизованных правил игры.
Действующая власть руководствуется лозунгом «Власть или смерть», а оппозиция – «Сейчас или никогда». На смену парламента приходит улица, разума – эмоции, рационализма – мифотворчество.
Отчужденность от экономической и политической жизни лишает гражданина полноценной возможности участия в общественной и государственной жизни. Возникает кризис участия. Если нет экономической демократии, то трудно получить на деле также политическую демократию. В этих условиях избирательная система не может не содержать механизмов фальсификаций.
Если гражданин не является защищенным собственником (будь он малым, средним или крупным собственником) или работником с достойной оплатой труда, то он лишается возможности участия и самореализации.
Маргинальный гражданин легче всего поддается манипуляции и подвержен превращению в толпу. Толпа же никогда не может построить государства, так как приводит к власти свое коллективное отражение – кого-то бездельного и недееспособного.
Толпа преступна, разрушительна и антигосударственна. Ожидать от этого дерева качественных плодов не приходиться. Толпа приводит к власти исторические случайности, которые некомпетентны, не имеют видения развития государства и осуществляют политику по «курсу дня».
В результате известных политических развитий 2018-го мы получили именно такую власть. И это в условиях, когда республики Армения и Арцах стоят перед множеством внутренних и внешних вызовов. Качество власти, мягко говоря, не адекватно характеру этих вызовов.
Гарантом нашей безопасности является армия, но не только. Безопасность начинается с образования, перерастает в экономику и уже после превращается в пушки и снаряды.
Экономика, образование и современная система государственного управления – те инструменты, которые делают армию более боеспособной, а границы – более неприступными.
Мощная и динамично развивающаяся экономика – один из главных гарантов мира, важный факторов удержания военно-политического баланса в нашу пользу и шанс для восстановления наших граждан в статусе реальных совладельцев страны.
Наша экономическая политика нуждается в основательном преобразовании. Мы должны осуществить переход от дикого капитализма к народному капитализму с человеческим лицом.
За 28 лет экономические отношения прошли несколько этапов, и сейчас встали перед лозунговой стеной «Экономической революции».
Небольшой историко-экономический экскурс
Хотя у нас и принято оценивать этапы согласно периодам правления 1-ых лиц государства, но в плане экономической политики годы немного варьируются.
1-ый этап
1991-1997гг. можно считать этапом номенклатурного капитализма или формирования кланово-олигархических отношений. Оставшиеся от советского наследия наши экономические возможности в эти годы в основном были распылены. Наша экономика сократилась примерно в 15 раз, а уровень жизни народа упал в 10 раз.
Аналогичная картина царила и в других постсоветских странах. Огромной была роль субъективизма. По оценкам западных экспертов, в этот период на пространстве бывшего СССР бушевало неведомое прежде человечеству разграбление.
Именно на данном этапе в фундамент нашей страны были заложены известные нам политические и экономические «мины».
2-ой этап
Следующий этап экономических отношений протекал с 2000-го по 2007-ой. Произошло становление и расслоение бизнеса. Сформировались классы бизнеса, возникли локомотивы экономического развития, из которых акцент был сделан на строительстве.
Были созданы благоприятные для развития малого бизнеса условия. Малый бизнес имел возможность свободного рост до средних масштабов, но ведущий от среднего к крупному бизнесу лифт работал плохо. В результате возникал дефицит справедливости.
Однако, даже в этих условиях, в результате правильного и эффективного управления, экономика нашей страны фиксировала двузначные показатели роста. ВВП за 10 лет вырос примерно в 6 раз. Как следствие, бюджет РА вырос в 8 раз, а уровень жизни людей – примерно в 6 раз. В стране произошла реальная экономическая революция.
При всём этом нужно отметить, что в условиях квотированного капитализма экономика может вырасти и изменить качество жизни людей, но данная система имеет естественные лимиты развития, и в случае, если диверсификация экономики запаздывает, а реформы политических и гражданских институтов отстают, то это может породить проблемы. И они возникли.
Зафиксированные на данном этапе впечатляющие макроэкономические показатели находились в противоречии с недоразвитым состоянием политической системы. Разрыв был очевиден.
Парадокс был в том, что пользовавшиеся плодами политики власти по обеспечению экономического роста субъекты с течением времени становились противниками той же власти, так как в политической жизни не было перекликавшейся с бизнес-полем формулы.
Власть была легитимной своими экономическими показателями и серьезным переломом в вопросе Арцаха, отказом от пораженчества и впервые зафиксированными в истории РА годами иммиграции, но имела проблемы с политической легитимностью и общественным восприятиям, чем и воспользовались доведшие в прошлом страну до разрухи реваншистские круги. Второй этап экономических отношений завершился 1 марта 2008 года, что явилось следствием устремлений этих сил и очередного подрыва «мин».
3-ий этап
Началом 3-го этапа можно считать 2007-ой, когда изменилось правило как политической, так и экономической игры. Вместо перехода к обеспечению полноценной работы бизнес-лифта, была поставлена задача обладания «Большим бюджетом», что подрывало даже нормально функционировавшие до этого экономические системы.
Политика «Большого бюджета» и стремление к экономической централизации стали причиной экономического кризиса. Набрала обороты эмиграция. Макроэкономические показатели стали вызывать беспокойство.
Была предпринята попытка решить внутренние проблемы внешними шагами, что вызвало дополнительные потрясения.
Философия экономической политики не могла не привести к потрясениям на политическом поле.
Площадь 2018-го наполнилась политическим и правовым нигилизмом, то есть отвержением. Это было отвержением не одной личности, а ряда явлений, в некоторых случаях – даже государства, что является самым опасным.
Навстречу 2050-му
С мая 2018-го в Армении была объявлена «Экономическая революция», но в содержательном плане нет объяснения тому, что реформируется и кто – реформаторы.
Власть не делает того, что обещало сделать, и делает то, что обещало искоренить. В этом плане весьма символична история со спидометрами. Заклеивавшая объективы спидометров команда сейчас предпринимает шаги по превращению людей в «живые спидометры». Это то же самое, если атеисты введут с приходом к власти культ креста.
Ощутимые результаты «Экономической революции» отстрочены до 2050-го года, так как на отдалении 31 года можно избегать ответственности в настоящем и обязательства отчитываться за результаты.
Обещано 15-кратное увеличение ВВП. В 2050-ом. И это в условиях, когда показатель экономической активности этого года несозвучен обозначенной цифре. Как и прошлогодний показатель. Как и показатель на следующий год.
Текущая экономическая активность обеспечивается в основном за счет сферы услуг, конкретнее – букмекерских услуг, а также посредством перепродажи импортируемых по известным причинам автомобилей. Это, в свою очередь, означает, что в следующем году под угрозой находится как вопрос обеспечения бюджетных поступлений, так и скромно запланированный 4,9-процентный экономический рост. Если даже всё пойдет по плану, то для достижения райских показателей 2050-го предстоящий год официально объявлен потерянным.
Примечательно то, что действующая власть проявляет черно-белый подход не только на политическом, судебно-правовом и информационном поле, но и в экономической плоскости. Есть свои бизнесмены и чужие. Последних хотят размазать по стенке или уложить на асфальт.
Антигероями объявлены в основном представители крупного бизнеса, разногласие с которыми имеет также большевистский подтекст – на тему экспроприации экспроприаторов или, проще говоря, «отъема и раздачи». Однако это – блеф. Большевики тоже обещали заводы рабочим, а землю – крестьянам, чего, естественно, не произошло. После раскулачивания начался голод. Робин Гуд, пожалуй, – хороший книжный образ, но в реальной жизни еще никто из отобравших не отдавал другому отобранное.
Еще ни одна страна не развивалась посредством попрания частной собственности. Еще ни одно государство не развивалось отсутствием цивилизованных отношений между работодателем и рабочей силой.
Эта власть избрала путь передела собственности и латентной коррупции, а иногда также открытой растраты бюджета по варианту «Все права и полномочия мне, а всю ответственность, «лайвы» и «селфи» – вам».
Отсутствие содержательной составляющей «Экономической революции» породило своих героев. Согласно нисходящим с самых верхов «месседжам», этими героями являются требующие кассовый чек, разводящие овец и собирающие ежевику гордые граждане. Каждый месяц с большой помпой объявляется, сколько кассовых чеков было выдано. Требование чеков преподносится наподобие Стахановского движения. Кстати, это – без шуток.
Другого мессежда в плане экономической политики власть не отправляла. А то, что она адресовала, обеспечивало противоположную картину.
Приведем один яркий пример. Власть объявила на пропагандистском уровне войну вырубке лесов, параллельно разглагольствуя на тему «Зеленой Армении». Для придания плоти и крови «зеленому» в прямом и переносном смысле этого слова в Иджеване, посредством сил полиции, была даже организована операция «Кольцо». Были избиты лесозаготовщики, но количество вырубленных деревьев… лишь выросло.
Согласно официальной статистике, в «бархатной» Армении 2018-го было вырублено больше деревьев, чем в отверженной Армении 2017-го, и эта динамика сохраняется.
Хотя использование слов «экономика» и «революция» в одном предложении весьма спорно, но если под этим понимается позитивное и резкое изменение, то для «экономической революции» у нас необходимы изменение политической атмосферы, отказ от мании разделения общества на наших и ваших, компетентная власть, пакет реформ и команда профессионалов.
Мы должны пересмотреть денежно-кредитную и налогово-бюджетную политику. Наша налоговая система во всех отношениях должна быть самой благоприятной в регионе для ведения бизнеса и в особенности выгодно отличаться от грузинской.
Мы можем стимулировать местное производство и взять нацеленный на экспорт курс, если будем вести политику сравнительно слабого драма, которая должна осуществляться параллельно шагам по обеспечению реального роста и развития экономики, иначе мы станем свидетелями лишь негативного инфляционного шока.
Общество должно пойти на большой компромисс и примирение в вопросе институциональной защиты частной собственности, а бизнес, в свою очередь, должен взять на себя социальную ответственность. В противном случае политические потрясения будут следовать одно за другим, и одного демагога сменит другой – еще хуже. А позади Ереван и Степанакерт.
Подытоживая, отмечу несколько шагов, необходимых для модернизации нашей экономической системы и возвращения государства гражданину:
1) замещение импорта и ориентированная на экспорт политика,
2) политика слабого, по сравнению с другими основными валютами, драма,
3) обеспечение локомотивной и экспортирующей функции крупного бизнеса – с целеполаганием усиления малого и среднего, а также бесперебойным задействованием лифта перехода от малого к среднему бизнесу,
4) увеличение частных и государственных инвестиций в реальном секторе экономики,
5) государственные инвестиции в экономическую инфраструктуру,
6) поощрение малого и среднего бизнеса посредством прогрессивной системы налогообложения, упрощенного налога и гибких механизмов фиксированных выплат – в зависимости от типа, объема и социальной значимости бизнеса.
Очень важно обеспечить экономическую демократию, одним из главных инструментов которой является внедрение культуры акционерного управления и задействование биржевой системы. Возможностью для инвестирования должен обладать даже имеющий сбережения в 100 долларов. А для этого необходимы прозрачность бизнеса, законодательная база и инструментарий.
Становление основополагающей структуры по защите прав рабочий силы – профсоюзов – возможно лишь в случае защиты права собственности и формирования благоприятной бизнес-среды.
Современные и легитимные отношения между властью, работодателями и рабочей силой являются залогом стабильного развития государства, застрахованного от потрясений политического поля и эффективного государственного управления.
Мы обречены на победу. Нам нужна качественно новая Армения, которая свяжет достижения прошлого с нацеленными на будущее шагами, обеспечит гармоничное сочетание опыта и молодости, отвергнет негатив прошлого и отстоит наши победы.