В Грузии кандидат Саакашвили проиграл. Каких развитий следует ждать?
Вопреки многим прогнозам, во втором туре президентских выборов в Грузии представитель оппозиции Григол Варшадзе так и не смог одержать победу. И это в том случае, когда ему содействовал Баградзе, занявший третье место по итогам выборов в первом туре. А рейтинги Саломе Зурабишвили не были особо высоки ни в Тбилиси, ни в других крупных городах. Говорить, что власти прибегли к масштабным фальсификациям, тоже нельзя, поскольку оппозиция была хороша подготовлена – у нее была сильная система контроля, в связи с чем не могла не заметить нарушения. Возникает вопрос, чем в таком случае объясняется тот факт, что и во втором этапе голосования граждане не проявили особой активности? Напомним, на первом этапе выборов была зарегистрирована особенно низкая гражданская активность …43%. Во втором туре эта цифра была чуть выше – около 55-56%.
Это означает, что грузинская общественность сегодня разделилась между сторонниками и оппонентами Саакашвили.
На эти выборы повлиял не столь позитивный фактор, определяющийся отношением граждан к Саакашвили. И если Саакашвили решит провести длительные акции протеста, то Грузия может оказаться в глубоком кризисе.
Однако, чтобы Саакашвили мог добиться успеха, ему понадобятся серьезные долговременные политические и финансовые ресурсы. Кроме того, ему также нужна не менее серьезная поддержка извне.
Что касается нас, то с точки зрения интересов нашего государства из двух кандидатов наиболее приемлемой была Зурабишвили.
Более того, в Джавахке Зурабишвили выразила мнение относительно турецкого фактора, которое пришлось не по душе азербайджанцам. В азербайджанском округе Марнеули на первом этапе голосования Варшадзе даже получил больше голосов, чем Зурабишвили, что является беспрецедентным для Грузии, где обычно национальные меньшинства выражали свою поддержку провластному кандидату. Этот факт настолько воодушевил Саакашвили, что после первого тура выборов он выразил благодарность азербайджанцам Грузии.
Однако все это не означает, что во внешнеполитической доктрине Грузии следует ожидать серьезных изменений.
Артак Акопян