Не идите по стопам Тиграна Саргсяна, чтобы не удостоиться судьбе Сержа
Недавняя история с налогооблажением доходов наших соотечественников, выезжающих на заработки заграницу, и трансфертов оставит серьезный отпечаток на репутации новой власти.
Все началось с того, что председатель КГД заявил, что уже с 2020 года будет внедрена система обязательного декларирования доходов граждан в возрасте от 18 до 65 лет.
Объясняют такое решение тем, что подобная система действует во всех цивилизованных странах мира, и рано или поздно у нас она также должна быть задействована для борьбы с теневой экономикой и расширения налоговой базы. Считалось, что о такой революционной идее могут говорить власти с высокой легитимностью. Сегодня именно такой момент, и Пашинян должен использовать свою легитимность ради реализации столь важной идеи.
Как следствие этого появились новые производные проблемы – следует ли обложить налогом граждан, занимающихся теми или иными проблемами или нет? Отсюда и возник вопрос налогообложения выезжающих на заработки граждан, потом начали говорить о налогообложении трансфертов, завтра будут обсуждать, скажем, налогообложение свадебных подарков, и т.д.
Предложения председателя КГД кажутся вполне убедительными, современными, и Пашиняну следует рискнуть и пойти на этот необходимый, но непопулярный шаг.
Так Тигран Саргсян уговаривал Сержа Саргсяна производить «реформы», в результате которых экономика страны окончательно разрушилась, в 2009 году был зафиксирован спад экономики на 14,4%, драм обесценился на 25%, а потом, когда увидел, что окончательно провалился, то попытался сбросить вину на проводимую до 2008 года политику.
Что произошло потом, мы все прекрасно помним – опозорившись, в 2014 году он подал в отставку и ушел из власти.
Более того, после него Овик Абрамян и Карен Карапетян пытались насколько это возможно «привести в чувство» нашу разрушенную экономику.
Что случилось потом, мы тоже все помним.
Почему Пашинян хочет пойти по пути Сержа?
Сегодня, когда слушаем председателя КГД, невольно вспоминается Тигран Саргсян – то же мышление, та же методология подходов. Конечно, он не предлагает организовать курсы по доению коров и превращению Гюмри в курортный центр, однако вектор мышления совершенно аутентичен. Тот же поверхностный подход, те же примитивные представления. Складывается впечатление, что они окончили тот же ВУЗ, посещали те же занятия.
Однако здесь проблема намного глубже. В Армении утверждена «школа» экономики по такому мышлению, что является настоящей катастрофой для нашей страны. Оно, подобно раковому заболеванию, распустило свои «ветви» на всех экономистов, и, по сути, серьезной альтернативной экономической идеи в стране нет. Поэтому результаты непрофессионалов вроде Андраника Маргаряна и Овика Абрамяна оказались намного эффективнее результатов профессионального экономиста Тиграна Саргсяна. Про другого профессионала, Гранта Багратяна, излишне даже говорить. Он, к примеру, предлагает запретить делать в стране вклады в долларовой валюте.
Почему у нас экономическая мысль оборачивается катастрофой?
Ответ предельно очевиден, поскольку наши экономисты – люди, получившие слишком поверхностные знания. Они изучают не предысторию западного опыта, что крайне важно, а использование результатов этого опыта, что не требует особого ума. Поэтому там, за пределами Армении, проблемы решаются легко, а действия наших экономистов всегда оборачиваются настоящей катастрофой.
Вернемся к нашему главному вопросу.
В развитых странах, институт всеобщего налогообложения был введен на последнем этапе реформирования.
- когда уже были утверждены цивилизованные рынки
- когда сформировались рынки труда со своим профсоюзами
- когда утвердился средний класс
- когда экономическое развитие страны исчислялось двузначными показателями, а уровень жизни населения улучшалось из года в год
- когда сфера бизнеса поощряла инвестиции и они были
- когда отмывание денег извне не воспринималось как важный драйвер для развития страны
- когда контроль за бюджетом был прозрачным
- когда люди верили не отдельно взятым лицам, а целым государственным институтам и так далее.
Армения сегодня находится не на этом этапе. Если бы после 2008 года экономика продолжительно развивалась, возможно, мы бы сегодня были готовы к этим переменам. Однако, к сожалению, логика развития нашей страны пошла совсем не по нужному руслу.
Что мы сегодня имеем? Неустойчивый средний класс, отсутствие мелкого бизнеса, огромная пропасть, разделяющая богатых и бедных.
Экономисту «среднего» класса и то понятно, к чему может привести, если в подобных условиях пойти на такой шаг. А приведет это к тому, что в обществе появится глубокое недовольство, а отрицательные политические последствия для Пашиняна будут предельно пердсказуемы.
Поражаться можно тому, что после всего этого, нынешние власти не видят эти проблемы, кажущиеся столь тривиальными - в них начинает действовать синдром неадекватности, присутствующий у прошлой власти.
Артак Акопян