Азербайджан хотят сделать членом ОДКБ: что думают на этот счет власти Армении?
Принятые недавно в Астане решения свидетельствуют о том, что протекают бурные процессы относительно членства Азербайджана в ОДКБ. Эти процессы протекают по нескольким направлениям. Во-первых, в этом заинтересованы Белоруссия и Казахстан. Москва, в свою очередь, тоже не против этого членства. И если все стороны придут к единому решению, то мнение Армении уже никого не будет интересовать.
Что касается Азербайджана, то он хочет понять, взамен на что он станет членом этой организации. Его желаемое вполне понятно – оно касается карабахского урегулирования.
На фоне последних событий в Армении, резко возросли роль и значение Азербайджана в странах-членах ОДКБ. Армению здесь стали воспринимать как инородный объект. Доверять Армении перестали не только в Белоруссии и Казахстане, но и в России. В российских экспертных кругах часто стали задаваться следующим вопросом: «Не слишком ли дорого обходятся требования Армении Москве?».
В политической элите России стали реже использоваться ставшие уже традиционными формулировки на подобии «Армения – главный союзник России в регионе». Здесь замечают, что Азербайджан имеет намного лучшую военно-стратегическую позицию нежели Армения, а с другой стороны Баку, диверсифицируя связи с Ираном, Турцией, Грузией, США, в отношениях с Москвой добился значительных преимуществ, заявив о себе как о сильном игроке. Армения же по всем этим направлениям сильно уступает Баку. Мало было этого, теперь же своей внутренней политикой породила сомнения у Москвы.
История с Хачатуровым, потом задержание Кочаряна оставили метафизический отпечаток на российскую элиту.
«Подобные недалекие и слишком простые подходы могут наполнить чашу терпения Путина», - в беседе в узком кругу отметил один из влиятельных политиков России. «Неужели вы не понимаете, что висите на волоске, и если Москва примет окончательное решение, то для вас больше не будет обратной дороги?», - заключил деятель.
В Москве болезненно воспринимают мысль о том, что в политическом поле Армении большую роль в этом вопросе стали играть прозападные силы, хотя и признают, что в этом есть и их вина. Нельзя было хранить все пирожки в одной корзине – теперь они пожинают то, что посеяли.
Тезис о том, что Пашинян не антироссийский деятель, звучит для Москвы неубедительно. Они видят в Пашиняне большой потенциал неожиданностей. И, чтобы эти сомнения не усилились, от Пашиняна потребуется немало усилий, а так как у нас нет альтернативного гаранта безопасности, насколько это правильно, не имея другой основы, разрушать имеющиеся?
Все это, в конечном счете, может закончится трагедией, если некоторые люди не перестанут ставить свои интересы выше интересов государства.
Артак Акопян