Почему РПА решила участвовать в предвыборной борьбе?
В кулуарах РПА долгое время обсуждали вопрос входить или не входить в предвыборную борьбу. В РПА многие понимали, что после выборов в Совет старейшин Еревана, этот шаг был очень рискованным. На выборах мэра города партия приняла очень верное решение, не принимая участия в выборах. Фактически, остальные силы, оказавшись в черно-белой пучине, подверглись инфляции и на предстоящих выборах будут участвовать с чрезвычайно уязвимых позиций.
За исключением команды Пашиняна, еще две силы не подверглись этой инфляции – РПА и «Сасна црер». В этом смысле борьба за второе место в парламенте будет происходить именно между этими двумя силами, не считая команды Царукяна, которая еще по инерции сохраняет свои уже ослабляющиеся позиции в политическом поле. Можно сказать, что на предстоящих выборах будут представлены три идеологических течения. Радикально-революционное течение во главе с «Сасна црер», умеренно-революционное – во главе с Пашиняном, и старая сила, ставшая их мишенью – РПА.
Понятно, что участие РПА в предвыборной борьбе, в какой-то мере делает эту борьбу черно-белой, что на руку в основном команде Пашиняна и частично «Сасна црер». Потому что присутствие «Бабы Ягы» помогает намного легче консолидировать революционно настроенную часть населения. Так что, участие РПА в выборах выгодно Пашиняну. Вот почему он тихо-молча согласился сохранить старый ИК. В этом случае главной его оппозицией будет РПА, а не одна их выше указанных сил. С другой стороны, это выгодно и РПА, поскольку дальнейший спад рейтингов Пашиняна может максимально капитализировать именно РПА, и немного «Сасна црер», но не ППА или Арама Завеновича или Марукяна. Тем более, что последних преимущественно воспринимают как «фейковых» оппозиционеров, которые остались за боротом поезда Пашиняна, да и не по своей воле.
Расчеты РПА имеют далеко идущие перспективы, сводящие к тому, что по принципу «качели» люди вновь вспомнят о хороших сторонах РПА. В будущем, в случае если они смогут правильно работать, у них будет шанс занять свое место в политическом поле. В конце концов, 20-летний стаж не может исчезнуть бесследно.
Однако ясно и то, что вопрос формирования главной оппозиционной силы против Пашиняна все еще остается открытым. Она не может быть «бурбонского» типа, т.е. РПА не сможет стать ядром этой силы. Также как ни Компартия, ни АОД в свое время не оказались в роли ключевых игроков.
После проигрыша АОД, например, к власти не пришла старая Компартия – к власти пришла новая партия – Республиканская партия Армении, вобравшая в себя бывших коммунистических кадров.
Правильно использовав свой потенциал, РПА, в отличие от выше указанных сил, в случае кардинальных реформ, может также, сохранив свое политическое представительство, сыграть роль активного помощника будущей руководящей силе, которой удастся сбалансировать политическую систему в стране, способствуя этим нормальному развитию страны.
А кто сможет взять на себя роль главного балансира, уже тема для другого разговора.
Артак Акопян