В выступлении Пашиняна были как правильные и противоречивые, так и спорные и опасные мысли
Начнем, пожалуй, с правильных мыслей.
Первый тезис
В стране произошла частичная смена власти, но в умах людей революция так и не произошла.
Это абсолютная истина. Но, чтобы эта революция произошла, необходимо во всех общественных сферах представить собственные видения со всеми основными правилами игры. Сегодня этого нет. Если ты, например, хочешь бороться с коррупцией, то тебе нужно иметь альтернативный источник для уплаты бюрократии. Об этом говорит опыт успешных революций. В противном случае, вырастишь нового революционера – касту взяточников.
Второй тезис
Лучше преступнику быть на воле, нежели по ошибке невинному человеку оказаться в одной камере с преступниками. Это называется сохранением принципов презумпции невиновности. И это правильный подход, об этом также говорит международный опыт.
Третий тезис
Необходимо поощрять желание людей работать. В частности, предусмотреть льготы для развития малого бизнеса – что также правильно. Что касается поощрения людей, живущих по социальным льготам, то и тут подходы необходимо изменить. И это тоже верно.
Четвертый тезис
Власти не должны приветствовать желания людей мстить. Тезис правильный, но, как показывает практика, в удобный для себя момент Пашинян использует его в угоду своим целям. Сегодня этот подход, как принцип, не работает.
О спорных и противоречивых тезисах Никола
Премьер отмечает, что, например, не только добывающая промышленность должна обеспечивать развитие страны. На первый взгляд звучит красиво. Сегодня эта сфера обеспечивает 10% бюджета. Конечно, хорошо, чтобы основной сферой экономики были высокие технологии. Но перед тем, как трезвонить об этом, стоит начать делать конкретные шаги в этом направлении, добиться каких-то результатов, и потом только говорить об этом. Нам нужно добиться того, чтобы основными двигателями нашей экономики стали высокие технологии, военная промышленность, туризм, сельское хозяйство, почему бы нет и машиностроение. Но когда ты сегодня ходишь с дырявыми карманами, говорить о подобных высоких вещах не совсем правильно. Если ты к крупному инвестору обращаешься с позиции ментора, кто завтра будет вообще делать инвестиции в твоей стране? Ты не всемирный офшор, не Швейцария, и даже не Гонконг, вера в иллюзии либеральных аналитиков в конце может привести к разочарованию. И тогда люди потребуют ответа у Пашиняна, а не у тех авантюристов-аналитиков или защитников окружающей среды, которые сегодня конкретно вредят нашей стране и экономике.
Об опасных тезисах Никола
Когда премьер говорит, что в Капане победила криминальная олигархия, тем самым он ставит под сомнение саму идею о свободном институте выборов. Поскольку, если «злые силы» тут одержали победу, то бороться с ними нужно всей силой государственного аппарата.
Получается, если тебе не нравятся итоги выборов, значит имеем дело с антигосударственными силами. И если после этого ты не предпринимаешь никаких шагов, значит либо ты слаб, либо ты не настроен решительно для борьбы с антигосударственными силами. Таким подходом, возможно даже неосознанно, но ты пробуждаешь революционные настроения, после чего ты либо должен удовлетворить их и стать «революционным тираном», либо не пренебрегать результатами выборов, но тогда ты будешь отвергнут со стороны этих же революционеров. Разве не понятна эта простая истина? И зачем снова кипятиться? Чем это поможет?
Следующий тезис – зачем заранее говорить, что собираешься арестовать кого-то из НС, и вместе с тем не называешь его имени? Подобный стиль работы очень опасен, этому следует положить конец – ты уже глава государства, а не газетный редактор.
Следующее – нужно открыть новую страницу в истории нашей страны, а не выдвигать старые проблемы, и постоянно говорить о задержании того или иного лица. Таким образом мы не сможем построить нормальное государство, напротив, вместо этого у нас будет разобщенная публика, где люди не будут верить друг другу, а наговаривать на кого-то станет обычным явлением. Мы этого хотели в апреле? Думаю, что нет. Нам нужно делать все, чтобы избежать этих опасных ловушек, в которые обычно оказываются прошедшие через революцию страны.
Артак Акопян