А возможно ли путем «выборочного правосудия» построить «Новую Армению», господин Пашинян?
Сама риторика уже содержит в себе ответ. Подобные правила игры были утверждены в «старой» Армении, когда существовал трехступенчатый подход в юриспруденции. У родных было множество прав, безо всяких обязательств, у врагов же наоборот, было множество обязательств, безо всяких прав, а нейтральные граждане должны были жить исключительно в рамках закона. У этой системы было как начало, так и конец, поскольку, когда «верхи» уже не могли руководить старыми методами, настало время «бархатной» революции, главной целью которой было отречение от правил старой игры, а не только замена старых лиц новыми. Ибо революция потеряла бы смысл, если бы поменялись лишь несколько лиц во власти. Одной из главных ценностей этой революции считалось то, что люди поняли, их будущее зависит от их решения – власть должна подчиняться им, а не наоборот.
Наиболее отчетливо все это видно на примере судебной системы
Эта сфера открыта для всех, она выполняет своего рода роль «лакмусовой бумажки», показывая в каком направлении движется наша страна. Полугода было достаточно, чтобы понять, по какому принципу будут действовать власти. И сколько бы Пашинян ни заявлял о том, что он не будет вмешиваться в судебные дела, за день этого не добиваются, точно так, как за день не строится независимая судебная система. Более того, ее не построить даже за год, поскольку для этого необходимо целый ряд объективных и субъективных условий. Однако от поведения властей зависит и то, какой курс они возьмут в вопросе строительства «Новой» Армении.
Следует отметить, что в целом в этом вопросе власти не проявляют спешки, что и понятно. Однако здесь имеется некая внушающая беспокойство тенденция на тот счет, что все это делается выборочно. Посмотрите сами, меняются меры пресечения в отношении криминальных представителей. Заключаются различные сделки с олигархами, меняется мера пресечения в отношении пожизненно заключенного Карена Оганесяна, что однозначно похвально, но есть тут одно исключение по имени Самвел Майрапетян. Всем понятен смысл этого исключения, именно это и опасно, поскольку для всех очевидно, что принцип «выборочного правосудия» остался неизменным. Этот принцип важен, потому что все понимают, что Майрапетян не представляет никакой угрозы на свободе, он особенно не может и повлиять на ход расследования. С такого «выборочного» подхода все и начинается. Сегодня он для Пашиняна нечто вроде «лакмусовой бумажки», и если окажется, что он не в состоянии использовать свои чувства и прошлое в угоду своему будущему, то объективно он не сможет и стать лидером для большинства.
Об этом говорит опыт других стран.
Артак Акопян