Турция сама создала прецедент
Если абстрагироваться от эмоций, то нужно отметить, что Тайип Реджеп Эрдоган в рамках украинского кризиса всегда старался выстроить политику Турции таким образом, чтобы это позволяло сохранять некий баланс между сторонами. С одной стороны он сделал множество шагов, которые можно было бы трактовать как «шаги в пользу Москвы», с другой стороны именно в тот момент, когда можно зафиксировать, что украинское контрнаступление отбито (или, по крайней мере, его первая активная фаза), он сделал шаг «в пользу Украины» и отправил домой «азовцев», которых обязался держать в Турции до конца конфликта, а также выразил намерение открыть завод по производству беспилотников в Украине. Чаша весов пошатнулась в пользу РФ, и Эрдоган решил отреагировать на это.
В рамках украинского конфликта позиция Турция очевидна: Анкара желает либо стать главным медиатором, на площадке которого удастся заключить некий шаткий мир, но в который будут вплетены и турецкие интересы (посмотрите на пример всё той же «Зерновой сделки»), либо же поддерживать обе стороны таким образом, чтобы не позволять получить стратегическое преимущество или перевес ни Москве, ни Киеву, при этом выторговывать у США и НАТО в целом необходимые себе преференции (сейчас Турция выторговала для себя истребители F-16).
Другой вопрос в том, что нарушение Эрдоганом одной из договорённостей по Украине в цепочке более глобальных российско-турецких «правил игры» (от Ливии до Сирии, от Карабаха и до, всё той же, пресловутой «Зерновой сделки») может стать поводом и для России пересмотреть некоторые договорённости, которые сложились в рамках «российско-турецкого конкурентного сотрудничества».
Кто сказал, что Турция должна продолжать сохранять своё влияние в Идлибской зоне деэскалации в Сирии? Кто сказал, что баланс сил в регионе Южного Кавказа, сформированный в рамках документа 9 ноября 2020 года, и который не был нарушен Россией ни в феврале 2021 , ни в июне 2021 года и который является геополитическим фундаментом на котором зиждется политическая власть Никола Пашиняна не может быть разрушен Россией в одностороннем порядке?
Прецедент создан.
Конечно, последние шаги Турции – это огромная пощёчина официальной Москве, но это не «изменение позиций официальной Анкары», а лишь одно из проявлений той политики, которой Турция придерживается начиная с 24 февраля 2022 года.
П.С. Когда смотришь на курс российского рубля, сразу становится понятно, что Эрдоган в своих стремлениях «поддержать баланс на фронте и не дать Москве получить стратегическое преимущество» не просто не один, а ещё и действует в логике большого количества сил внутри самой России. В самой РФ «эрдоганов пруд-пруди»…
Из «Telegram»-канала политолога исследовательского института «Политэкономия» Бениамина Матевосяна