Даже встреча с Эрдоганом невозможна без выполнения Пашиняном предусловия по предоставлению «Зангезурского коридора»
«Глупость настолько непроходима, что её невозможно исследовать до дна, в ней не рождается никакого отзвука, она всё поглощает без возврата»: Оноре де Бальзак.
Настойчивое желание Никола Пашиняна встретиться с Эрдоганом, чтобы вывести армяно-турецкие отношения из этого застойного состояния, стало одной из самых обсуждаемых тем в Закавказье. Впервые о подобном желании Никола мы узнали в сентябре 2021 года, когда президент Турции Реджеп Эрдоган заявил о том, что Пашинян предложил встретиться с ним, а предложение было передано ему через премьера Грузии Ираклия Гарибашвили.
Было бы даже неудивительно, если бы Пашинян обратился для решения этой проблемы к президенту РФ Владимиру Путину, думая, что раз между Путиным и Эрдоганом «хорошие личные отношения», то российский лидер может помочь и в этом вопросе. Однако небольшой анализ турецких и азербайджанских СМИ показывает, что Эрдоган выдвинул перед Пашиняном предусловие даже для личной встречи. Встреча состоится в обмен на предоставление в распоряжении Баку и Анкары «Зангезурского коридора», действующего по тем же принципам, что и коридор Лачинский, то есть без уплаты таможенных пошлин при перевозке тех или иных товаров.
Чтобы картина происходящего была более полной необходимо внимательно следить также за теми посылами, которые вкладываются в публичные выступления армянских официальных лиц, и теми идеими, которые закладываются в «аналитические материалы» в Пашиняновских СМИ. Если резюмировать, то основной посыл касающийся важности встречи с Эрдоганом заключается в том, что «примирение с Азербайджаном невозможно, а сам Никол желает «нейтрализовать азербайджанскую угрозу», установив отношения с официальной Анкарой».
Остаётся только с удивлением констатировать, что Пашинян до сих пор не понял, что сегодняшняя воинственная риторика Азербайджана от первого и до последнего слова согласованна с Анкарой. Глубинную политику Турции в отношении Армении Турция реализует через своё «прокси» - Азербайджан. При этом Анкара и Баку выстраивают свою парадигму отношений с Николом по примитивной методике «совместного допроса: хороший – плохой полицейский».
Перенёсший бытовые представления о политическом процессе в систему государственного управления Пашинян до сегодняшнего дня не понял этой элементарной истины, и во время своих контактов с российскими и западными партнёрами как мантру повторяет, что «пытается через налаживание отношений с Анкарой нейтрализовать угрозу Азербайджана». Пашинян опасается воинственного поведения Баку и пытается предотвратить его, устанавливая «хорошие отношения с Турцией», а представители официальной Анкары «с улыбкой» заявляют о том, что «готовы идти на нормализацию отношений с Арменией только с учётом интересов Азербайджана».
По сути, можно сказать, что Пашинян оказался перед тупиком, из-за проводимой им смехотворной и примитивной политики, вдохновлённой мертворождёнными идеями Левона Тер-Петросяна о перспективах «мира в регионе» через удовлетворение всех требований Анкары.
О внутриполитических реалиях
Что же касается нынешней политической элиты Армении, то можно констатировать, что на данный исторический момент её объединяет совместный статус «наблюдателя». Многие уверенны, что «свободное падение» государственности не следует искусственно останавливать, полагая, что всю ответственность за последующие процессы можно будет возложить на Пашиняна.
Касательно же последнего можно сказать, что он уже растранжирил весь политический капитал и потерял практически все возможности защитить Армению от опасностей и возможности для сохранения её суверенитета, так как из-за своего безыдейного и приспособленческого внешнеполитического курса потерял доверие к себе у всех наших потенциальных партнеров и в результате укрепил доверие к нашим потенциальных противникам, которые в нынешних условиях полагают, что «вопрос армянской государственности» может быть «решён» самым кардинальным образом.
Из «Telegram»-канала политолога исследовательского института «Политэкономия» Бениамина Матевосяна