Почему оппозиция не выдвинула своего кандидата на пост президента Армении?
Одной из обсуждаемых сегодня в обществе тем стал и этот вопрос: почему оппозиция решила не выдвигать своего кандидата на предстоящих президентских выборах?
Многие расценили подобное решение оппозиции как проявление "бездействия". По мнению тех, кто придерживается подобной точки зрения, даже если бы оппозиция проиграла эти выборы, что было бы предсказуемо, поскольку большинство в НС находится под контролем Пашиняна, тем не менее, этим шагом якобы было бы показано, что оппозиция проиграла, но одержала так называемую моральную победу. Во-первых, непонятно, почему поражение оппозиции должно было считаться моральной победой.
А если и такой задачи не ставилось, то было бы непонятно, почему оппозиция хочет в очередной раз проиграть властям.
Таким образом, та часть общества, которая хотела бы, чтобы оппозиция выдвинула своего кандидата, все равно была уверена, что власть назначит на пост президента РА своего кандидата, и единственным утешением было то, что оппозиция якобы получит чувство моральной победы.
У людей, думающих подобным образом, больше действует старый армянский стереотип о том, что "правда, мы проиграли, но добились моральной победы".
Этот тезис "моральной победы" популярен преимущественно у проигравших народов. А армянский народ, как известно, имеет в истории богатый опыт поражений. По этой причине, в нашем обществе такой подход очень популярен.
Более того, живущие с подобными представлениями массы никогда не могут достичь реальных побед, ибо постоянно хотят жить в иллюзиях. А истории неизвестен ни один народ, ни одна политическая сила или государство, которые, живя иллюзиями, добились бы успеха, если не сказать наоборот.
Возвращаясь конкретно к проблеме выборов президента РА, попытаемся рассмотреть более подробно.
Как известно, согласно нынешней Конституции, пост президента Армении носит скорее протокольный характер со своими ограниченными полномочиями. Но даже в этом случае у оппозиции не было никаких шансов провести своего кандидата на эту протокольную должность. "Рюкзаковское" большинство Пашиняна все равно назначило бы своего кандидата, чтобы, по словам Пашиняна. “...гармоничные отношения между президентом РА и другими ветвями власти не были нарушены...”.
По этой причине команда Пашиняна выдвинула на пост президента РА кандидат, который уже более двух лет находился в их "кармане".
А теперь поймем, что бы выиграла оппозиция, если бы выдвинула своего кандидата. Почти ничего, если не сказать наоборот. Просто через несколько дней общественность отреагировала бы на то, что оппозиция потерпела очередное поражение от команды Пашиняна.
Мог ли этот шаг усилить позиции оппозиции? Конечно, нет.
Кроме того, подтвердилось бы и справедливо, что оппозиция борется с властью по так называемому "олимпийскому принципу". То есть, целью оппозиции было не победить, а участвовать в мероприятиях властей.
Участие в выборах председателей парламентских комиссий и вице-спикера НС было правильным решением, поскольку эти места законодательно принадлежали оппозиции и у власти не было никаких рычагов для того, чтобы занять места оппозиции.
Реальное недовольство общественности исходит не из-за неучастия оппозиции в выборах президента РА, а из-за поведения оппозиции, которая не предлагает такую повестку и дорожную карту борьбы, в результате которой вырисовывались бы хотя бы контуры победы.
И в этом вопросе недовольство общества имеет реальные основания, поскольку в результате действий Пашиняна Армения оказалась в режиме свободного падения и развала государственности: разрушаются практически все, более или менее действовавшие в прошлом государственные институты. По этой причине общество чувствует себя беззащитным во всех аспектах. И когда в этих условиях оппозиция не предлагает ни одного реального политического контента, повестки действий, посредством которых можно было бы предотвратить этот процесс, в обществе объективно возникает недовольство и оппозицией.
А почему возникла эта ситуация и сколько продлится этот неопределенный период – уже тема для другого разговора, к которой мы и вернемся в наших следующих статьях.
Артак Акопян