Почему подал в отставку и покинул страну Армен Саркисян?
Почему подал в отставку и покинул страну президент Армен Саркисян? На этот счет в Армении прозвучали самые разные мнения и версии.
Одни глубоко убеждены, что этим своим шагом Армен Саркисян помогает Николу Пашиняну ускорить конституционные изменения, благодаря которым планируется укрепить позиции нынешней власти. Другие придерживаются того мнения, что появились какие-то новые обстоятельства, которые и запугали Армена Саркисяна, и именно поэтому он решил подать в отставку.
Еще одна точка зрения заключается в том, что он просто «бежал из Армении» подобно тому, как «бежал в 1997 году».
Звучит также мнение, что вокруг нас произошло такое геополитическое изменение, что Армен Саркисян решил, что ему больше не будет места во внутриполитической жизни страны.
И, наконец, звучит мнение о том, что Никол Пашинян якобы готовится подписать какой-то новый документ, против которого Армен Саркисян намекнул в своем заявлении. Кстати, эта версия обосновывается тем обстоятельством, что ранее состоялась встреча между Пашиняном и Саркисяном, и именно после этой встречи последний объявил о своей отставке.
Во всех этих версиях есть доля правды. Но отставка не может быть обусловлена одной конкретной проблемой. Эта проблема могла сыграть лишь роль триггера или предлога.
За последние три года мы потеряли 70% Арцаха, у нас, по официальным данным, около 4000 жертв. Неужели сейчас появилось более опасное обстоятельство, заставившее Армена Саркисяна пойти на этот шаг?
По нашему мнению, это решение назрело давно – он мог принять его год назад или даже два года назад.
В чем реальная причина этого решения?
Чтобы понять ответ на этот вопрос, попытаемся проанализировать пройденный этим человеком путь.
Пройденный Арменом Саркисяном путь подсказывает, что он является очень осторожным деятелем. Он скорее человек экономического поля, больше бизнесмен, чем политик. В политике у него никогда не было больших амбиций и поэтому он был востребован как деятель для решения «переходных» или транзитных политических вопросов. Кроме того, он является одним из оптимальных деятелей для статуса «английской королевы».
Именно поэтому в 1997 году Левон Тер-Петросян предложил ему занять пост премьер-министра страны для преодоления известного кризиса 1996 года. Армен Саркисян дал положительный ответ на предложение Тер-Петросяна, однако его правление продлилось очень недолго.
Он уехал из страны, когда стало ясно, что его востребованность главными игроками страны того времени уже за короткое время закончилась. Многие тогда связывали его решение с версией о так называемой «пощечине Вазгена». Но это был выдуманный сценарий.
Действительность заключалась в том, что после известных событий 1996 года от Тер-Петросяна и внутри Армении, и за ее пределами требовали отставки двух основных деятелей – Вазгена Саркисяна и Вано Сирадегяна. Только в этом случае Армен Саркисян мог вести диалог с представителями тогдашнего оппозиционного политического поля, выполняя свои обязанности транзитного деятеля. По требованию Тер-Петросяна Вано Сирадегян подал в отставку, а вот Вазген Саркисян отверг это требование. Вместо этого он убедил Тер-Петросяна, что премьер-министр сменится и будет назначен Роберт Кочарян, у которого были хорошие отношения с тогдашней основной оппозиционной силой – АРФД, и в результате чего можно было бы разрядить напряженную внутриполитическую ситуацию в Армении.
Обоснование Вазгена Саркисяна убедило Тер-Петросяна и в результате завершилась миссия транзитного деятеля Армена Саркисяна, и он понял, что «пришло время заболеть», и именно под этим предлогом он покинул как пост, так и страну.
В 2018 году его вновь «пригласили» взять на себя символическую роль – на этот раз на посту президента перешедшей к парламентскому правлению Армении с тем расчетом, что он считался самым подходящим кандидатом на роль «английской королевы». Армен Саркисян согласился занять эту должность, поскольку не имел больших политических амбиций, а титул президента РА в условиях парламентского правления предполагал, что может принести для него дополнительные экономические связи, не имея каких-либо серьезных обязательств ни перед властью, ни перед обществом, ни перед политическими силами.
Однако апрельские события 2018 года полностью изменили ситуацию и выяснилось, что сам Армен Саркисян должен «работать» «английской королевой» для совершенно другого человека – Никола Пашиняна. По большому счету, для него было все равно для кого «работать» в роли «королевы». Просто большевистская одержимость Пашиняна – расколоть все общество, народ, армию, разделить всех на «черных и белых» – поставили осторожного Армена Саркисяна в тяжелое положение. Последний в своем роде отвергал большевизм Пашиняна, не переносил его невежественных кадров и не хотел помещаться в это черно-белое разделение, понимая все разрушительные последствия всего этого как для него, так и для страны.
В результате он пытался маневрировать между этими двумя полюсами, однако в конце оказался в ситуации, описанной в известной русской поговорке – «свой среди чужих, чужой среди своих».
Понятно, что в рамках подобной формулы Саркисян не мог иметь никаких перспектив. Не имея каких-либо серьезных рычагов, он периодически становился мишенью самой жесткой критики, причем как справа, так и слева.
В результате, Армения потерпела тяжелое поражение в войне, однако Армен Саркисян не дал четкой оценки властям. В послевоенный период произошел ряд драматических событий, однако голос Армена Саркисяна вновь не был слышен, пожалуй, единственным исключением стало то, что в какой-то момент он также присоединился к ряду требующих отставки Пашиняна. Однако и этими событиями оппозиция не смогла воспользоваться, а он в результате этого своего шага остался бельмом в глазах властей.
Сегодня, завершая этап карабахского поражения, настало время претворить в жизнь этап поражений в Республике Армения, в чем Армен Саркисян решил не участвовать, поскольку не захотел пострадать по принципу «в чужом пиру похмелье».
Поэтому в качестве оправдания он выступал с требованием увеличения полномочий президента РА. На самом деле, он не столько требовал своих полномочий, сколько оправдывал себя, пытаясь ответить своим критикам.
Он всегда мечтал иметь статус «английской королевы» с небольшими полномочиями, где не только не обладал бы полномочиями, но и не имел бы обязанностей, из-за чего его никто бы не обвинял в провалах страны.
Может быть, это было возможно в условиях «старой» Армении, но в «новой» Армении, когда страна перманентно находится под угрозой, подобные условия становятся невозможными и именно поэтому Армен Саркисян покинуть пост президента РА и страну в целом, к тому же, в «английском» варианте. Что, в данном случае, имело для него символический характер.
Такова реальность.
Артак Акопян