Украинский кризис заставил Байдена «кинуть» Грецию и начать сближение с Турцией. К каким последствиям это может привести для Армении?
Усиливающийся в последнее время с каждым днем российско-американский кризис, связанный с проблемой Украины, может оказать неожиданное влияние и на другие региональные проблемы.
Украинский вопрос заставляет всех остальных игроков определиться, так как люфт для маневрирования из-за вышеназванного кризиса сузился.
В этом случае другие игроки пытаются преследовать свои интересы, проводя политику «ловли рыбы в мутной воде».
Один из самых активных в этом ряду – президент Турции Эрдоган. Он пытается играть роль «Джокера» между США и Россией, стремясь извлечь из Украинского кризиса максимальную пользу.
С одной стороны, он виляет хвостом перед США, утверждая, что «военного решения» не может быть, с другой стороны, призывает Путина посетить Анкару для проведения переговоров с Зеленским под его эгидой. В нормальной ситуации на это унизительное предложение Эрдогана Путин ответил бы иначе, однако нынешняя ситуация обязывает его молчать. С другой стороны, после отмены США продажи истребителей F-35 Турция угрожала Вашингтону еще больше сблизиться с Москвой, если США не предпримут со своей стороны каких-либо шагов в сторону Турции.
И вот ответ США не заставил себя долго ждать. Байден, неожиданно для всех, резко изменил свою позицию по строительству известного газопровода EastMed, учредителями которого были Израиль, Греция и Кипр. Согласно этому проекту, израильский газопровод, через который в Европу должен был поставляться газ, должен был пройти через морские границы Кипра и Греции. Планировалось, что этим проектом будет обеспечено около 10% спроса европейских стран на газ.
По понятным причинам, против этого проекта резко высказывалась Турция. На начальном этапе США однозначно поддерживали этот израильско-греческий проект.
Но в последнее время в Вашингтоне начали колебаться в этом вопросе. А когда украинский кризис обострился, после тайных турецко-американских переговоров, США заявили, что выступают против строительства этого проекта, поскольку это «противоречит интересам Турции и нужно сделать все, чтобы Анкара также имела долю в этом проекте».
Разочарование Греции в американцах из-за этого вопроса не описать словами.
Не меньше разочарование продемонстрировал и Израиль. Последний начал закулисные переговоры с Анкарой, в результате которых могут быть восстановлены отношения двух стран, которые были нарушены из-за известных событий, произошедших 12 лет назад.
По мнению наблюдателей, сближение между США и Турция может носить более стратегический характер, если российско-украинский кризис приобретет более радикальный характер.
В Анкаре уже и не скрывают, что в таком случае Турция однозначно поддержит своих западных союзников.
Понятно, что Турция за эту свою позицию потребует от Запада компенсации по другим вопросам. И самое предметное возмещение она может потребовать в Закавказье. И не зря во время казахских событий Эрдоган и Алиев продемонстрировали элементы недовольства по отношению к Москве, а именно в ходе острого российско-украинского кризиса Алиев посетил Киев, встретился с Зеленским, послав месседж Западу, что и в Закавказье Баку может стать главным партнером Запада при содействии Турции, если «Запад изменит свою позицию в вопросе Карабаха».
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, мы также должны иметь наши возможные сценарии, чтобы суметь минимизировать стоящие перед нами опасности.
Однако вряд ли у сегодняшних властей Армении есть осознание всего этого, учитывая то, какие проблемы они сегодня обсуждают и какие предлагают решения.
Такова реальность.
Артак Акопян