Что думают о «Зангезурском коридоре» в Москве, Баку, Анкаре и Тегеране?
Когда президент Азербайджана Ильхам Алиев заявил в Ашхабаде, что в Армении будет реализован проект "Зангезурский коридор", его слова вновь вызвали серьезную озабоченность, тем более что Алиев уже "в статусе собственника" пригласил участвовать в развитии этого транспортного проекта крупных инвесторов.
Никол Пашинян утверждает, что в регионе не будет “Зангезурского коридора", а будет лишь открытие транспортных коммуникаций, которое выгодно всем, в том числе и Армении. Кроме того, действующая власть утверждает, что "коридор" будет суверенной территорией Армении и будет контролироваться правительством РА с помощью таможенных пунктов и других создаваемых структур.
В Турции и Азербайджане эту точку зрения властей Армении игнорируют и утверждают, что "эти коммуникации не будут контролироваться Арменией". На первый взгляд может показаться, что в этом вопросе Анкара и Баку заняты простыми манипуляциями, в то время как на самом деле их слова ближе к реальности, чем слова властей Армении. Конечно, это не означает, что сейчас власти Армении лгут своему народу, говоря, что "все эти коммуникации будут находиться под контролем властей Армении", более того, Анкара и Баку не собираются " захватить Сюник силой ", все это будет осуществлять более мягко – рычагами экономического влияния.
Факт в том, что после начала делимитации и демаркации встанет вопрос открытия коммуникаций, однако, учитывая трудности рельефа и запутанность коммуникаций, Россия предложит Азербайджану "присоединиться к ЕАЭС", чтобы коммуникации, связывающие Армению и Азербайджан, работали без лишних таможенных пунктов. Этот вопрос еще не был поднят, чтобы не было мешающих факторов со стороны Армении.
В Москве надеются, что если все армянские военнопленные вернутся из Баку, вопрос статуса Арцаха останется в воздухе на неопределенное время, делимитация и демаркации границ пройдут без выстрелов и "однодневных войн", то напряженность между двумя странами может существенно снизиться, а после открытия коммуникаций можно значительно ослабить тот барьер, который был в течение последних 30 лет между армянами и азербайджанцами.
Если эти программы будут реализованы, то говорить о так называемом "Зангезурском коридоре" будет излишне, поскольку все коммуникации Армении и Азербайджана будут иметь международный статус, как сообщения между Россией и Беларусью, или между Россией и Казахстаном.
На первый взгляд, в этом проекте угрозы для Армении нет, но это было бы так, если бы все эти программы были реализованы только в рамках "московской дорожной карты", в то время как Азербайджан и Турция имеют более далеко идущую и иную повестку, которая принципиально отличается от российской повестки, даже если эти повестки "внешне похожи".
То, каковы эти повестки, является темой для отдельного разговора. Конечно, это не означает, что Армения должна официально заявить, что отвергает все эти программы, поскольку все международные центры – США, ЕС, Россия, Турция и даже Иран отмечают, что единственной гарантией мирного сосуществования в регионе является решение проблемы. Вместе с открытием коммуникаций после решения вопросов делимитации и демаркации границ между Арменией и Азербайджаном. Другой вопрос, что все эти центры в своих подобных предложениях делают различные акценты на деталях процесса, а, как вы знаете, в случае всех серьезных проблем "дьявол кроется в деталях", и здесь очень важно, чтобы в Армении была адекватная власть, которая может нейтрализовать "притязания дьявола".
То, что сегодня в Армении такой власти нет, это факт, а почему у нас нет такого политического поля, которое могло бы дать обществу альтернативную власть и реализовать свою программу, это уже совсем другая тема.
Сегодня просто остается зафиксировать, что стоящая перед столь серьезными и сложными проблемами Армения оказалась в тяжелом положении, поскольку ее руль оказался в руках неопытных и случайных людей.
Такова реальность.
Артак Акопян