Коридора не будет, а Москва идёт по пути поэтапного урегулирования ситуации в регионе
За целым рядом дежурных заявлений, прозвучавших на сочинской встрече, тем не менее просматривались те конкретные договорённости, над реализацией которых активно работает Москва.
Очевидно и то, что РФ особенно обеспокоена тем, чтобы «остывший» всего год назад конфликт вновь не обострился, но с другой стороны, очевидно, что «посадить стороны за единый стол переговоров и прийти к приемлемым для всех решениям – является сложнейшей проблемой». Именно поэтому Москва пытается решить вопрос поэтапным вариантом, то есть начать с решения тех проблем, решение которых приемлемо для обоих сторон.
Например, и Ереван и Баку заявили о том, что являются сторонниками делимитации и демаркации, а также заявили, что являются сторонниками того, чтобы коммуникации были открыты, чтобы начать вновь двигаться в направлении мирного совместного проживания в регионе.
Однако очевидно, что при совпадении позиций по этим двум вопросам, есть большая проблема касательно возможного мирного договора между сторонами. Азербайджан утверждает, что «больше нет Карабахского конфликта», и Армения должна признать целостность Азербайджана с включением туда и Нагорного Карабаха. Армения же утверждает прямо противоположное, заявляет, что конфликт не урегулирован и вопрос этот должен получить дальнейшие обсуждения и решения в рамках формата Минской группы ОБСЕ. В действительности из-за этого Москва сегодня оказалась в сложной ситуации и которая выполняя свою посредническую миссию не хочет вступать в противоборство ни с позицией Армении, ни с позицией Азербайджана.
Именно по этой причине президент РФ Владимир Путин, принял следующее решение: вначале переговоров он заявил о том, что «есть нерешённый Карабахский вопрос», после чего заявил, что «уважает позицию сторон обсудить этот вопрос и на других площадках» и «между прочим» намекнул, что активное вовлечение сторон не вовлечённых в регион не даст выгоды ни Армении, ни Азербайджану.
Очевидно, что в этом вопрос, Армения пытается перенести вопрос о будущем статусе Нагорного Карабаха и на международную платформу, с другой стороны официальный Ереван чётко должен понимать, что ни европейцы, ни американцы, в Закавказье, так сказать «на земле» не имеют никаких рычагов воздействия на процесс.
Это в свою очередь означает, что чтобы они не решили, то это должно быть претворено в жизнь со стороны тех региональных держав, которые имеют осязаемые рычаги воздействия на Южном Кавказе. Из этих «региональных» держав Иран имеет непростые отношения с коллективным Западом, Турция обвиняет Запад в проармянской позиции, а Россия практически по всем вопросам сегодня находится в жёстком противостоянии с Западом.
Не нужно быть «семи пядей во лбу» чтобы понимать, что в нынешних условиях, субстантивных обсуждений по Карабахской проблематике практически невозможно организовать, а без этого с трудом можно представить, как между Ереваном и Баку может быть подписан мирный договор. Осознавая это Москва и решила «усаживать за стол переговоров по конкретным вопросам».
Какое будущее будет иметь это «решение конкретных проблем» сегодня сложно предсказать, но в условиях нынешнего напряжения в международных отношениях новая война в Закавказье может привести к непредсказуемым последствиям не только для стран региона, но и для «глобальных игроков».
Итоги же переговоров в целом следующие:
Армения и Азербайджан должны создать комиссию для делимитации и демаркации границ;
Стороны одновременно должны обсудить открытие транспортных коммуникаций. Как мы и говорили с Вами ещё 23 октября, никакого «коридора» (то есть дороги на которую не будет распространяться суверенитет РА) Баку не получит;
Что касается гуманитарных вопросов, и в частности вопросов возвращения пленных, то этот вопрос, судя по всему, привязан к теме открытия коммуникаций и перед открытием дорог Еревану будут возвращены некоторые пленные.
Из «Telegram»-канала политолога исследовательского института «Политэкономия» Бениамина Матевосяна