Как оценивают встречу в Сочи российские и западные наблюдатели?
Встреча Путин-Алиев-Пашинян, которая состоялась 26 ноября в Сочи, широко обсуждается как российскими, так и европейскими и американскими наблюдателями и экспертами. Некоторые аналитики отмечают, что за рядом бессмысленных заявлений, тем не менее, есть конкретные договоренности, для реализации которых официальная Москва предпринимает активные шаги.
Аналитики отмечают, что Москва особенно обеспокоена тем, что завершившийся всего год назад конфликт вновь может выйти из-под контроля, но с другой стороны очевидно, что "приведение сторон за один стол переговоров и достижение приемлемых для всех решений – самая трудная задача". Поэтому Москва пытается решить вопрос поэтапным путем, то есть начать с проблем, решение которых приемлемо обеими сторонами.
Например, и Армения, и Азербайджан заявили, что они являются сторонниками делимитации и демаркации границ, а также заявили, что они являются сторонниками того, чтобы все коммуникации были открыты, чтобы вновь начать двигаться к мирному сосуществованию в регионе.
Однако есть большая проблема с заключением возможного мирного договора между сторонами. Азербайджан утверждает, что Карабахского конфликта больше нет, и Армения должна признать целостность Азербайджана, включая Нагорный Карабах. Армения, однако, утверждает обратное, заявляя, что конфликт не решен, и вопрос должен быть обсужден и решен в рамках формата Минской группы ОБСЕ.
Москва оказалась в еще более сложной ситуации: при выполнении своей посреднической миссии она не хочет противостоять позициям ни Армении, ни Азербайджана. Именно поэтому Путин принял "соломоново решение". Сначала он заявил, что "есть нерешенный вопрос Карабаха", после чего заявил, что "уважает позицию сторон по обсуждению этого вопроса на других площадках" и “между прочим" намекнул, что активное вовлечение не вовлеченных в регион сторон невыгодно ни Армении, ни Азербайджану. Очевидно, что в этом вопросе Армения пытается перевести вопрос Карабаха на международную площадку, считая, что в рамках платформы "3+3" Карабах не может ожидать ничего положительного.
С другой стороны, официальный Ереван прекрасно понимает, что и европейцы, и американцы не имеют в Закавказье никаких рычагов "на земле". Это, в свою очередь, означает, что, что бы они ни решили, это должны осуществить те региональные силы, которые имеют ощутимые рычаги в регионе. Из этих "региональных" держав Иран считается "государством-изгоем", Турция обвиняет Запад в проармянской позиции, а Россия сегодня находится в конфронтации с Западом практически по всем вопросам.
Международные наблюдатели отмечают, что в нынешних условиях обсуждение предмета Карабахского конфликта не имеет перспектив, и невозможно представить, как можно заключить мирный договор между Ереваном и Баку. Это, в свою очередь, означает, что Москва сможет усадить Баку и Ереван за стол общих переговоров лишь "по отдельным вопросам".
Трудно предсказать, какое будущее будет иметь решение этих "отдельных вопросов", но все едины во мнении, что "худой мир лучше, чем хорошая война", поскольку в условиях напряженности в международных отношениях новая война в Закавказье может привести к непредсказуемым последствиям не только для стран региона, но и для "глобальных игроков".
Артак Акопян