Чего опасается Пашинян в отношениях с Москвой, раз пытается ухватиться за «соломинку» Брюсселя?
В своем интервью 7 ноября Никол Пашинян заявил, что встретится с Ильхамом Алиевым, если будут конкретные договоренности, отметив, что "встреча во имя встречи ему не нужна". Вспомним, что до 9 ноября в армянском обществе царили панические настроения о том, что скоро будет подписан какой-то "новый документ", в котором будут якобы, крайне негативные для Армении пункты.
О возможной встрече Никола Пашиняна, Ильхама Алиева и Владимира Путина в ти дни анонсировал даже пресс-секретарь Кремля Дмитрий Песков.
Затем он дипломатически отметил, что "одна из сторон отказалась от этой встречи", и всем стало ясно, что именно Пашинян отклонил эту встречу.
Затем вспыхнули известные пограничные инциденты, во время которых у армянской стороны вновь были погибшие, раненые и новые пленные.
Тогда по приказу Пашиняна члены его команды начали шантажировать Россию, что она не выполняет свои обязательства по защите Армении. Через день после этих событий состоялся телефонный разговор Путина и Пашиняна, после чего премьер-министр Армении заявил, что он полностью поддерживает российские предложения, направленные на делимитацию и демаркацию армяно-азербайджанской границы.
Вскоре после всего этого стало известно, что встреча Пашинян-Алиев состоится, но не в Москве, а в Брюсселе, под патронажем главы Евросовета Карла Мишеля.
Ясно, что в Брюсселе не будет заключен какой-либо конкретный документ или даже соглашение. Но Пашинян обещал, что встретится с Алиевым в том случае, когда это даст конкретный результат.
Понятно, что за этот короткий срок стороны не могли согласовать какой-либо серьезный документ. Так в чем же проблема? Почему Пашинян отказался встречаться с Алиевым и Путиным 9 ноября даже в онлайн-формате, но соглашается встретиться с Алиевым в Брюсселе, фактически под эгидой французов?
Полагаем, что секрет кроется в нежелании Пашиняна окончательно оставить вне игры формат "Минской группы ОБСЕ", поскольку только здесь у него есть шанс маневрировать вокруг статуса Арцаха. В остальных форматах ему не дают этого шанса, и именно поэтому вместе с российским переговорным форматом он пытается параллельно поддерживать активность "минского" формаа, который, судя по всему, будет продвигать французская сторона.
Ясно, что у Франции нет тех рычагов, которые есть у Москвы, и поэтому Париж в этом вопросе пытается активно сотрудничать с Россией, чтобы процессы, протекающие под его эгидой, имели хоть какую-то ценность.
Такова реальность.
Артак Акопян