Поддерживая Саакашвили, Бурджанадзе следует армянским политическим традициям
Как известно, “разоблачение” политиков является повсеместным явлением. Особенно в постсоветских странах, где классические политические партии не сформировались, не действуют идеологии, изменение взглядов политических деятелей уже становится обычным явлением.
Это было особенно распространено в Армении, так как за последние 30 лет (до 2018 года) на политическом поле Армении борьба не имела геополитического следа. Это, конечно, было положительным с точки зрения интересов государства. С другой стороны, отсутствие традиций деятельности классических партий и отсутствие основных политических тенденций привело к тому, что мнение политических деятелей могло меняться очень быстро. Мы не называем имена, чтобы не задевать человеческие чувства.
В этом контексте Грузия несколько отличалась от Армении по той причине, что там внутриполитическая борьба всегда имела геополитический след, и внешние модераторы не позволяли политикам легко менять свои убеждения и точки зрения. Это, конечно, не означало, что в Грузии не было "политических хамелеонов", но изменение взглядов политических деятелей имело определенную логику.
Например, было ясно, что во время смены власти и ухода Шеварднадзе с поста президента Нино Бурджанадзе и Михаил Саакашвили были вместе. Было также ясно, что спустя семь лет после "Революции Роз", когда Саакашвили утвердил свой авторитарный режим, Бурджанадзе перешла в оппозицию.
Политические и идеологические изменения у Нино Бурджанадзе зашли так далеко, что она не только поддержала Бидзину Иванишвили в борьбе с Саакашвили, но и во время украинских событий 2014 года признала легитимным и законным присоединение Крыма к России. Казалось, что после этого Нино Бурджанадзе не может вернуться в "прозападный лагерь", однако надо сказать, что с 2019 года она последовательно критиковала власть Иванишвили, называя ее авторитарной и реакционной.
Недавно, когда Саакашвили вернулся в Грузию и был арестован, Бурджанадзе начала бороться за освобождение Саакашвили, одновременно заявив, что во втором туре выборов в органы местного самоуправления 30 октября она поддержит сторонников Саакашвили. Это та Бурджанадзе, которая в свое время назвала Саакашвили "политическим животным" и удостоилась приема в России на самом высоком уровне. Это та Бурджанадзе, которая сегодня официально заявляет, что выступает против вступления Грузии в НАТО, но в то же время поддерживает ту политическую силу, которая придерживается более прозападных позиций, чем нынешняя власть Иванишвили.
Следует отметить, что подобные явления в Грузии не были распространены по вышеуказанным причинам, и можно сказать, что Бурджанадзе заразилась "плохими армянскими политическими традициями", что свидетельствует о том, что процессы “политического хамелеонизма” начинают наблюдаться и на политическом поле Грузии, что не сулит этой стране ничего хорошего.
Такова реальность.
Артак Акопян