Регион в военном плане кипит, по всей линии границ Армении проходят широкомасштабные военные учения. Турецко-азербайджанские военные учения под названием “Нерушимое братство-2021” в Нахиджеване — уже пятые совместные за последний месяц. Фактически, сухопутные войска Турции, вооруженные силы Азербайджана и общевойсковая армия Нахичевана уже по сути выступают как единое целое – с общим командованием. Об этом пишет “Голос Армении”.
ДВЕ НЕДЕЛИ НАЗАД В БАКУ проходили совместные учения антиармянской тройки – Азербайджана, Турции и Пакистана – “Три брата-2021”. В прошлом месяце турки и азербайджанцы проводили тактические учения также в оккупированном Кашатаге, в нескольких километрах от российских миротворцев. После 44-дневной войны это были первые учения турецких военнослужащих на оккупированных территориях Арцаха, и, судя по результатам встречи Путин-Эрдоган, они отнюдь не вызвали возмущения Москвы.
Летом в Баку прошли опять-таки широкомасштабные турецко-азербайджанские военные учения под символическим названием “Мустафа Кемаль Ататюрк-2021”. Турция также является площадкой для подобных мероприятий. Спустя несколько месяцев после войны, в феврале, во время учений “Зима-2021” враг моделировал уничтожение условного противника у наших западных границ – в Карсе. Спустя месяц после этого в турецком городе Испарта прошли очередные совместные шестинедельные турецко-азербайджанские военные учения.
Параллельно в эти дни на севере Ирана также проходят широкомасштабные учения с участием военной авиации и элитных войсковых частей. Проводимые по ту сторону Аракса, по соседству с оккупированными территориями Арцаха военные учения крайне обострили азербайджано-иранские отношения, Алиев лично прибыл в Джракан – с угрозами в адрес Ирана.
Что делает наше военно-политическое руководство в условиях подобной взрывоопасной обстановки по всему периметру границ Армении? Какие программы скорейшего восстановления разработаны Минобороны РА и Армией обороны Арцаха после поражения, потери большей части вооружения и мест постоянной дислокации десятков воинских частей? И есть ли таковые вообще? Поставлено ли перед командованием подобное политическое требование или повестка мира затмила вспыхнувший на границах Армении пожар в прямом (как в Куте или Ерасхе) и переносном смысле слова?
Легкомысленно относящимся к этой непрерывной череде учений следует напомнить, что ровно через полтора месяца после окончания очередных совместных военных учений Турции и Азербайджана была развязана 44-дневная война. Более того, позже выяснилось, что после этих учений Турция оставила значительную часть своих вооружений и группировок в Азербайджане для координации планирования и проведения наступательной операции против Арцаха.
Как реагирует армянская сторона на продолжающиеся авантюрные военные притязания врага? Только организацией трехмесячных сборов и учетом резервистов? Азербайджан уже договорился о закупке крупной партии вооружения у России и Израиля. Как Армения будет восстанавливать и без того безнадежно нарушенное военно-политическое равновесие?
МО в своих пресс-релизах часто с гордостью отмечало, что наша армия не произвела ни единого выстрела по азербайджанским позициям, хоть они ведут беспорядочную стрельбу в нашем направлении. На фоне этих агрессивных провокаций и ползучей войны военно-политическое руководство Армении говорит о сокращении численности и оптимизации армии, а также о реорганизации, а на самом деле — фактическом развале Армии обороны Арцаха.