Мы проиграли не 9 ноября 2020 года, а в 2018 году, когда Пашинян начал разрушать переговорный процесс
Сегодня приводятся различные обоснования причин поражения в войне, причем звучат они из разных политических лагерей. Некоторые уверены, что если бы Пашинян более грамотно управлял страной во время войны, то мы бы не проиграли. Другие отмечают, какие ошибки совершили военные. Третьи указывают на нерациональную политику закупок боеприпасов. Иными словами, приводятся многочисленные обоснования того, почему армянские войска проиграли, но не упоминают главного. Сколько бы люди ни представляли себя в образе «рэмбо», очевидно, что за прошедший год мы имели дело не только и не столько с подразделениями азербайджанской армии, сколько с отдельными подразделениями турецкой армии, открыто участвующими в войне. Вместе с фактором боевиков из других стран, проблема развязки войны стала неизбежной.
Однако никто не говорит о том, почему Турция смогла «легитимировать» свое присутствие в военных действиях в нашем регионе, хотя ответ очевиден. Все это стало реальностью после того, как Никол Пашинян после 2018 года заявил, что переговоры между Арменией и Азербайджаном не могут проходить без участия представителей НКР. Переговорный процесс он назвал «обсуждениями», словно издеваясь над посредниками. А потом, летом 2019 года, заявил, что «Арцах – это Армения и все», дав азербайджанцам основание заявить, что переговорный процесс провалился по вине армянской стороны.
А летом 2020 года, атаковав азербайджанские позиции в направлении Тавуша, армянская сторона дала противнику основание утверждать, что «ответные удары будут иметь легитимную основу».
Таким образом, действия Пашиняна стали идеальной основой для того, чтобы Турция могла утверждать, что «накажет нарушающую международные нормы Армению», и что посредники Минской группы ОБСЕ не будут иметь морального основания для обвинения Анкары в своих шагах.
С политологической точки зрения действия Пашиняна носили столь провокационный характер, что вызывает сомнение, было ли это умышленно или стало результатом абсолютной невменяемости? И до тех пор, пока ответы не станут известны, ни политическая, ни морально-психологическая атмосфера в Армении не утихнут. Поскольку напомним, что в результате этой «политики» Пашиняна мы потеряли не только более 4000 молодых людей, но и фактически ликвидировалась арцахская государственность, а Армения оказалась в статусе полугосударства.
Такова реальность.
Артак Акопян