Голословные тосты — главный враг Арцаха
Мы почти одновременно отмечаем 30-летие независимости Арцаха и годовщину потери государственности. Это символическое проявление исторической катастрофы. Возможно ли быть независимым, не имея государственности? Может, это и возможно, но для этого нам понадобятся невообразимые усилия и способности. Об этом пишет в своем телеграмм-канале основатель «Группы Альтернативных Проектов» Ваге Оганнисян.
«У нас больше нету государственных ресурсов на разглагольствования и некомпетентность.
Очень возможно, что фактическая независимость Арцаха ограничится 30 лет+ “несколькомесячным” сроком. Но также не исключается, что мы сможем получить, вдобавок к 30-летию, еще один долгосрочный безопасный исторический отрывок. Это уже возможность — в какой-то момент, в результате каких-то событий восстановить государственность, войти наконец в 31-й год независимости.
Армения и Арцах сегодня живут инерцией. Просто так — без целей, без проектов, без представлений. Нужно набраться храбрости и сказать, что в данный момент мы не имеем четких представлений насчет судьбы Арцаха. А неясности в вопросе Арцаха напрямую влияют на перспективы развития Армении.
Нам сегодня нужно серьезно задуматься и приняться за дело.
Мы хотим сохранить Арцах? Значит нам нужно иметь более серьезные элиты, нам нужно стать более серьезным обществом.
Мы хотим сохранить Армению? Значит, мы должны очень быстро начать строить серьезное государство.
Только в несерьезной стране было возможно “начать переговорный процесс с собственной точки” — процесс, который до этого шел 26 лет, чтобы в стране так и не заработал хоть какой-нибудь механизм для остановки губительных ошибок. Только в несерьезной стране было бы возможно, за считанные недели до войны, когда решение о войне уже было принято, когда турецкие байрактары уже стояли в азербайджански ангарах, когда Турция уже вербовала наемников для отправки в Арцах, чтобы основные 10 оппозиционных партий, невзирая на все это, приняли совместное заявление по Севрскому договору, огласив: “Нужно актуализировать международную необходимость Севрского договора”.
Государства с таким уровнем серьезности просто обречены. В те дни международное сообщество уже молча имело свое решение — закрыть глаза на наемников, на байрактары, на разбомбление наших школ и больниц, на всю кровавость войны. Мы просто не понимаем цену политического слова и политической мысли.
Мы до сих пор не поняли, что самым трагическим днем был не 9-е ноября, а 27-е сентября. Это вопрос мировосприятия. Если мы до сих пор не поняли, что нашей главной ошибкой было допущение войны, то нас впереди ждут еще худшие соглашения.
Мало кто имеет смелость признать, что судьба Арцаха пока туманна. Но такое признание было бы намного более практическим подходом к делу, чем голословные тосты. Это послужило бы толчком для перемен во многих сферах — управления, поставленных задач, темпов работы и т.д. Вот это привело бы к внесению ясности в судьбу Арцаха, к стабилизации, к росту. А сегодня мы просто должны констатировать, что к годовщине войны у нас пока нету программ, представлений и многовекторной дорожной карты для Арцаха — на ближайшие один, три года и более.
Получается, что наш главный враг — это мы сами», — написал Ваге Оганнисян.