Кем на самом деле является Ваан Керобян и кому он хочет продать топливный рынок Армении?
Когда власть случайно оказывается в руках людей, пришедших с «улицы», становится ясно, что от такой власти не следует иметь серьезных ожиданий. А когда «уличная» власть в условиях отсутствия альтернативы назначает министрами случайных людей, ситуация осложняется еще сильнее. После назначения министром экономики Армении Ваана Керобяна эта сфера стала не столько предметом обсуждения экономических проблем, сколько темой юмора. Он с самого начала начал говорить, что «...Армения скоро зафиксирует двузначные экономические показатели...». Люди не реагировали на эти его слова всерьез. Даже представители власти не относились к Керобяну серьезно, с улыбкой отмечая, что «... Керобян выражает свои желания, в чем нет ничего предосудительного...». Члены команды Пашиняна не забывали отмечать, что не он определяет ориентир экономического развития страны.
Но заявлять, что от Керобяна ничего не зависит, тоже неверно. Ибо он является министром экономики страны, и значит своими решениями может серьезно поставить под угрозу экономику страны.
Когда три года назад Пашинян обещал, что экономический портрет страны за короткое время существенно изменится, все понимали, что под его словами нет серьезных оснований. Сфера высоких технологий так и не стала приоритетной отраслью страны, а удельный вес сырьевой сферы в структуре экономики не только не сократился, но даже вырос.
Если в 2018 году власти говорили о том, что за короткий период времени иностранные инвестиции резко увеличатся, то сегодня даже та же власть признает, что потерпела в этом вопросе фиаско.
Однако Ваан Керобян даже в этом вопросе пытается отличаться от всех, заявляя об объеме инвестиций, которые он собирается привлечь в страну. Например, недавно в своей речи он заявил, что скоро на рынке бензозаправочных станций Армении ожидаются серьезные изменения, поскольку из Грузии собираются вложить в данную сферу Армении около 60 миллионов долларов.
Рядовой гражданин, не владеющий деталями, может даже обрадоваться. Ведь, не исключено, что в результате этого цена на бензин в Армении снизится. Но это может произвести впечатление только на людей с недостатком информации.
Судите сами: цены на розничном рынке бензина в Армении и Грузии сегодня практически не отличаются. Учитывая, что бензин завозится в Армению из Грузии, становится ясно, что розничная цена бензина у нас должна быть на 5-10% дороже. А иногда, в зависимости от некоторых обстоятельств, она даже бывает тождественной.
Это означает, что потенциальный грузинский инвестор не может существенно повлиять на цену бензина на армянском рынке.
С другой стороны, известно, что в Грузии около 80% автомобилей используют бензин. У нас же бензин используют всего 20% машин, а остальные 80% используют газ.
Возникает вопрос: почему грузинский инвестор должен быть заинтересован в армянском рынке бензина, да еще вложить около 60 миллионов долларов?
Отметим, что на данный момент в Армении есть около 700 бензоколонок, совокупная стоимость которых не превышает $ 35-40 млн.
Почему грузинский инвестор должен инвестировать на этом рынке Армении почти в два раза больше?
Грузинский инвестор посредством Ваана Керобяна попытается стать на армянском рынке бензина единственным игроком. То есть, Никол Пашинян, который на протяжении многих лет якобы «боролся» с монополистами, собирается создать новый «Арментел» на армянском рынке бензина.
Кроме того, пока неизвестно, кто стоит за этим «грузинским» инвестором. А точнее, уже становится видимым, кем попытается заменить Пашинян основных армянских экономических игроков. Тем более, что они владеют искусством «хорошо платить» и в других странах.
А кто такой Керобян, кто собирается «принести в Армению инвестиции в размере 60 миллионов долларов» и какие геополитические интересы преследует Пашинян, это уже тема для другого разговора.
Артак Акопян