Я готов был носить клеймо предателя, но решить Карабахский вопрос - Серж Саргсян (видео)
Третий президент Армении Серж Саргсян дал интервью российской служба ВВС, в котором коснулся войны в Карабахе и ошибок и.о. премьер-министра РА Никола Пашиняна.
-Мы вели очень конструктивные и динамичные переговоры. Никто не может обвинить нас в том, что мы придерживались идеи о «ни пяди земли» или намеренно затягивали переговорный процесс. Вы ни при каких обстоятельствах не могли услышать от меня слова о том, что мы никогда не вернем эти территории. В 2001 году я даже с трибуны парламента заявил, что Агдам [центр одного из семи районов, оставшихся под контролем армянских сил в 1994 году — Би-би-си] — не моя родина. Разве это можно было выразить более открыто? Я готов был носить клеймо предателя, но решить вопрос, чтобы нас не постигла такая участь.
Я остался премьер-министром, пойдя навстречу призывам своих коллег, только и только ради того, чтобы довести переговорный процесс до момента, когда решение вопроса не будет зависеть от замены главного переговорщика.
— То есть, Вы остались для решения вопроса? Я могу сделать вывод, что переговоры велись довольно интенсивно, и вы рассчитывали в ближайшее время подписать какой-то документ?
-Да.
-Чего можно было ожидать?
-Азербайджанцы, конечно, должны были признать, что окончательный статус Нагорного Карабаха должен определяться путем свободного волеизъявления населения Карабаха, который непременно должен иметь юридическую силу и повестка которого ничем не ограничивается. Не называя дня свободного волеизъявления. Это стало бы нашим минимальным порогом. Мы обязались бы вернуть Азербайджану пять районов. Крепко связали возвращение двух районов, за исключением коридора, обеспечивающего сухопутную границу с Арменией, с днем проведения референдума, пришли бы миротворческие силы, и мы начали бы определенный процесс примирения.
-Президент Алиев был согласен?
-Практически. В 2016 году он заявил, что его заставляют признать независимость Нагорного Карабаха. А в 2020 году — уже после войны, Алиев сказал, что Лачинский и Кельбаджарский районы предполагалось оставить под армянским контролем. Алиев мог не согласиться. <…> Но для этого существует международное сообщество, для этого существуют сопредседатели [Минской группы ОБСЕ], для этого существует Совбез ООН, где кстати, был готов проект резолюции.