По приказу Пашиняна Совет безопасности опубликовал документ со степенью секретности до 10 лет
Аппарат Совета Безопасности 15 апреля опубликовал выдержки из протокола внеочередного заседания Совета Безопасности, нарушив одновременно несколько важных законов.
Согласно ст. 4 п. 14 статьи закона «Об формировании и деятельности Совета Безопасности» повестка дня заседаний Совета Безопасности, содержание обсуждаемых на заседании вопросов, а также результаты голосования не подлежат публикации.
Рассекреченное Советом Безопасности внеочередное заседание состоялось 30 сентября 2020 года, на третий день войны. В ходе заседания Совета безопасности обсуждалась оперативная ситуация на карабахско-азербайджанской границе, дальнейшие шаги Вооруженных сил Армении, в связи с чем протокол заседания Совета безопасности был засекречен.
О том, что оно было засекречено заявил накануне в парламенте даже премьер-министр Никол Пашинян, отметив, что они «подумают об опубликовании части секретного протокола Совета безопасности по части Оника Гаспаряна». Это означает, что обнародование протокола заседания Совета безопасности, имеющего степень секретности, произошло по личному приказу Пашиняна.
Согласно Закону «О государственной служебной тайне» информация, имеющая степень «секретности», составляющая государственную служебную тайну, хранится в секрете до 10 лет с момента засекречивания. Согласно этому же закону, информация может быть рассекречена по двум причинам:
а) при международных обязательствах взятых на себя Арменией по открытому обмену информацией, составляющей государственную тайну;
б) изменение объективных обстоятельств, в результате чего дальнейшее хранение и защита сведений, составляющих государственную служебную тайну, становится нецелесообразной.
Пока мы не знаем, есть ли у Армении международное обязательство рассекретить протокол заседания Совета Безопасности, связанного с войной, а что касается изменения объективных обстоятельств, у властей, вероятно, была «объективная» проблема перед выборами – свалить всю вину за то, что не остановили войну и поражение на бывшее армейское командование.
В этом контексте Пашинян мог посчитать, что больше нецелесообразно и далее защищать информацию, составляющую государственную служебную тайну, или просто премьер-министр РА никогда не читал и не знает ни одного из этих законов.
Следует добавить, что согласно статье 306 Уголовного кодекса РА, умышленное опубликование сведений, содержащих государственные тайны, лицом, имевшим право на ознакомление с гостайнами, которому они были доверены или стали известны в результате службы, - карается тюремным заключением на срок от двух до трех месяцев или до четырех лет с лишением его права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.